6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Мы просто другие

"Закон об иностранных агентах" и моральный выбор Человека


 - Родину не любишь? Мразь!

 фильм Холодное лето 53-го.

Бандит - бывшему полит зэку.

53год .естественно.

-Английский шпион. В прошлом - инженер.

________________________________________________-

 

 

"Иностранные агенты":

Р А З М Ы Ш Л Е Н И Е  о совести

 

директор
 
"Выпускник частной   "Эпишкола" пришел с  проверкой - согласно "Закону об иностранных агентах"  -  в   одну из самых уважаемых некоммерческих организаций Санкт-Петербурга -  ЦРНО"...

М.Эпштейн - директор частной "ЭПИШКОЛЫ"  размышляет о бывшем своем ученике и о том, что перед всеми нами  часто  встает выбор: 

 

                       - Коллеги, друзья! Эпишкольцы, бывшие и настоящие, и все кто себя с нами соотносит.

Хочу поделиться одной коллизией… Прокуратура пришла с проверкой в Центр Развития Некоммерческих Организаций (ЦРНО). Сотрудник Прокуратуры установил, что ЦРНО получает гранты иностранных Фондов и занимается политической деятельностью. В связи с этим ЦРНО присвоен статус «иностранного агента».

Последствия этого таковы: как минимум сотрудники организации получают огромное количество проблем, сложностей, ограничений в своей деятельности, как максимум – организация будет закрыта.

Чем так ценна ЦРНО? Почему важно получать иностранные гранты? И что такое в понимании нынешних властей – «заниматься политикой»?

ЦРНО – одна из старейших некоммерческих организаций города. ЦРНО помогает другим некоммерческим организациям работать более эффективно, организует диалог между сообществом некоммерческих организаций и властями города, бизнесом. В некотором смысле ЦРНО – один из краеугольных камней гражданского общества в Санкт-Петербурге.

Коллеги из ЦРНО действуют по собственному разумению, полагая, что дело каждого честного гражданина – участвовать в улучшении жизни вокруг себя и помогать государственным органам лучше учитывать интересы граждан.

ЦРНО активно помогает людям в нашем городе организовывать свою жизнь – в том числе за счет организации работы некоммерческих организаций. 

Таких, как наша школа, в частности.

С ЦРНО я знаком практически с самого рождения этой организации. Я не просто знаком с ними. Мы сотрудничаем все эти годы. В годы становления нашей организации помощь ЦРНО была весьма актуальна. 

Более того, с некоторыми из людей, причастных к работе ЦРНО, я дружу уже почти 30 лет. 

И я хорошо знаю мотивы людей, работающих в ЦРНО, и точно понимаю значимость для города этой организации. Конечно, они никакие не «иностранные агенты» – в каком бы смысле не употреблялся этот термин. Они люди – действующие по собственной воле, и старающиеся сделать нашу жизнь в России лучше.ЦРНО активно взаимодействует с государственными органами, готовит проекты законодательных актов, участвует в экспертизе принимаемых законов и пр. Все это сегодня государство называет «политической деятельностью».

И я, в меру моих скромных сил, стараюсь влиять на происходящее у нас в стране, участвую в различных экспертных советах, веду проекты, в которых сотрудничаю с государственными органами. В этом смысле, можно сказать, что я занимаюсь политикой. 

Я, также как и коллеги из ЦРНО, считаю важным иметь возможность сотрудничать с зарубежными коллегами – на общую пользу. И не вижу, почему мы должны закрываться от окружающего мира. У меня множество коллег, партнеров и друзей в разных странах, и они хотят нам только добра. И наша организация неоднократно получала гранты от зарубежных организаций, и мы использовали эти деньги для развития школы. 

Можно ли после этого нас считать иностранными агентами?Я вижу, что сейчас происходит в стране – опять как в 1930-е годы стоящая у руля государства группа насаждает взаимную ненависть, заставляя одних людей навешивать на других ярлыки, в частности, «иностранных агентов» (в 30-е годы это был ярлык «враг народа») и потом препятствовать их деятельности (а позже, видимо, есть такой шанс, могут начаться и «отправки» в тюрьму).

И жизненные ситуации, характерные для того времени, так же начинают повторяться и сейчас.

..К чему это я так долго и пафосно?

Дело в том, что тот самый сотрудник Прокуратуры, который пришел в ЦРНО и способствовал присвоению ей статуса «иностранного агента» - выпускник нашей школы – Куницкий Макар Петрович. Что я по этому поводу чувствую и думаю?

1. Я считаю необходимым извиниться перед коллегами из ЦРНО и всем сообществом НКО города. Извиниться за то, что наш выпускник принимал участие в этом крайне неприятном событии на стороне Прокуратуры. 

Мы имели прямое отношение к воспитанию Макара в течение 10 лет. Значит и на нас лежит часть вины за его выбор.

2. Я не считаю правильным замалчивать эту ситуацию. О ней нужно говорить и делать выводы. 

Многие говорят, что конкретный исполнитель не виноват. Мол, понятно, что это заказ системы, а Куницкий М.П. – только исполнил то, что его попросило сделать начальство.

Но.

Я не считаю правильным все списывать на систему. Всегда находятся конкретные исполнители. Помните, как у Е.Шварца в пьесе «Дракон»:

«Меня так учили...» Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?»

Оно, конечно, в репрессиях 1930-х годов виноват И.Сталин и коммунистическая партия в целом, но при этом были и те многочисленные конкретные, кто «стучал», и те многочисленные конкретные следователи, которые издевались над людьми в застенках и получали от этого удовольствие.

Всегда есть конкретные люди, которые могли, каждый в своей ситуации, сделать что-то по-иному.

Удобно делать «гадости» прячась за спиной «системы». Но я думаю, что в этих случаях «страна должна знать своих «героев» в лицо». И важно называть публично всех причастных: и того сотрудника, который счел правильным осложнить жизнь большому числу людей, и ту школу, в которой он воспитывался.

Может быть, если бы это было сделано 70 лет назад, то не было бы такого явного возврата в прошлое сейчас

3. Я чувствую себя виноватым в этой ситуации.

Виноватым, в том числе, перед Макаром – очевидно, мы не смогли в школе так выстроить работу, чтобы помочь ему понять, в чем ценность гражданского общества. Видимо, мы не рассказали подробно ему о репрессиях коммунистического режима, об атмосфере, царившей тогда в стране, о роли следовательских и судебных органов, о механизмах, запускавших и поддерживавших эти действия. Мы не создали условия, в которых у ребят накапливался бы опыт гражданского участия в жизни школы, города, страны.

Макар с детства хотел быть юристом. И мы не смогли предупредить его о тех нравственных сложностях, с которыми он неминуемо столкнется, работая в Прокуратуре в такое время.

Мне казалось, что я никогда вообще-то не молчал и не скрывал своей позиции в регулярно возникающих в стране сложных политических ситуациях. Но видимо этого было недостаточно.

4. Мы должны всерьез задуматься о том, что нужно изменить в работе школы в связи с этой историей. 

Макар учился в школе все 10 лет. И был весьма прилежным и успешным учеником. С точки зрения знаний школьной программы. 

Но ситуация с его участием в «деле ЦРНО» в очередной раз показывает, что успешности в знаниях мало, важно помочь школьнику научиться ориентироваться в социально-политической обстановке; ценить свободу – свою и других – и уметь ее отстаивать; принимать непростые решения в сложных нравственных ситуациях – когда встает вопрос о выборе между совестью и карьерой. Мы должны понять – как нам дальше работать в той общественно-политической обстановке, которая складывается сейчас в стране. Сложность в том, что мы попадаем в весьма противоречивую ситуацию.

Мы не можем активно и подробно знакомить ребятам с современной политической обстановкой, не можем четко формулировать свою точку зрения о происходящем – получится, что мы в школе будем втягивать детей в политические дебаты, а ведь у них и у их родителей могут быть разные представления о происходящем. Да и на это времени нет, есть время лишь на физику-математику-географию…

Но и мы не можем не думать о том, что воспитание ценности свободы должно занять больше места в образовательной программе школы. Мы не можем не предупреждать детей – о том, в каком времени мы сегодня живем, и с какими сложностями они будут сталкиваться. Они еще не жили в Советском союзе, а мы уже жили, у нас есть опыт.

Иначе, боюсь, очень скоро мы тоже окажемся «иностранными агентами», и наши выпускники придут закрывать школу как неблагонадежную. 

Стоит ли 10 лет усердно обучать детей различным школьным предметам, чтобы потом прокуроры руками наших выпускников разрушали то, что нам дорого и ценно?

 

____________________________________________________________________________

 

Юридическая справка

http://ria.ru/spravka/20140616/1011656413.html

 

Ситуация в ЦРНО

http://www.crno.ru/o-nas/o-nas1

Дополнительно в "Новой Газете"

http://novayagazeta.spb.ru/articles/9733/

____________________________________________________________________________

 

 

 
 
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.