6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Не от мира сего

БДТ. "Игрок" Премьера


                                                 
   
 
 
                     Редакция:
                                                          Ставки сделаны
 
 
По всей видимости, на вокзале города Рулетенбург произошла железнодорожная авария: паровоз застыл посреди сцены, упершись в пол, и выпускает струи пара. Вокруг него проносятся тележки, набитые чемоданами, владельцы которых приехали на этот курорт попытать удачу в азартных играх. Скоро они, а вместе с ними и зрители, убедятся, что рулетка — "игра по преимуществу русская", состоящая из череды побед и поражений, приводит к тому, что человек, вовлеченный в нее, себя теряет.
Классический роман Достоевского, переведенный на язык современности - так вкратце можно сказать о спектакле "Игрок", поставленном в БДТ им. Товстоногова. Необычная постановка, премьера которой состоялась 11 ноября 2015 года, приурочена к 40-летию актерской игры на этой сцене народной артистки России, всеми любимой Светланы Крючковой. Поставить "Игрока", который бы сочетал строгое следование тексту писателя с фантазийной обстановкой, передающей авантюрное настроение персонажей, была идея самой актрисы и режиссера спектакля.
 
Художественный эксперимент, доведенный до грани, но не до абсурда, стал итогом долгой работы творческой лаборатории режиссера Романа Мархолия. Вроде бы главный театральный закон - единства времени, места и действия - соблюден; сохранены характеры и внешность героев Ф.М. Достоевского. Однако главная идея романа раскрыта главным образом не через выведенный на первый план психологизм отношений между персонажами. Главное - это настроение, ассоциативные реакции зрителей, визуальный эффект от декораций и музыкального сопровождения. Актеры не стоят за рулеткой, как их прототипы, а образуют ее сами, направляя невидимый шарик соединенными в круг руками, а тысячи вариантов, которые могут выпасть, пробегают на табло рядами цифр, пока крупье (одна из ролей Крючковой) не объявит результат. Свой азарт, а также радость или огорчение при игре в рулетку, персонажи выражают пластически, причем специально для этого сцена принимает вид современного клуба с соответствующей танцевальной музыкой, в котором тон задает настоящий диджей. Цель этого - показать, что человек и его страсти остались прежними, несмотря на разницу в полтора столетия; то, что приводило в экстаз и азарт в XIX веке, сейчас сменив название, тем не менее, осуществляет тот же эффект. Монологи Достоевского перемежаются с вокальными номерами, например с французской песней "Paroles" в исполнении Генерала и его пассии, что вызывает смех, но тем не менее держит в напряжении, потому что неизвестно,  куда приведет непредсказуемый ход мысли постановщика.
 
Актера Владимира Кошевого, исполнившего главную роль Алексея Ивановича и известного также своей ролью Родиона Раскольникова в телепостановке, можно назвать идеальным типажом из мира Достоевского. Любовь до сумашествия, игра до самозабвения, резкий переход от наспех вырученного огромного состояния до прозябания опустившегося игрока - все показано за два с половиной часа на сцене. Игра всех актеров, задействованных в спектакле, несмотря на то, что каждый представляет законченный образ, своей слаженностью напоминает отточенные действия артистов кордебалета.
 
Многие особенности стиля писателя удалось передать театральными приемами, что делает постановку полезным пособием по творчеству Достоевского для тех, кто произведение не читал.   Вихрь танцев, музыки, вокальных номеров и всего того, что принято называть перфомансом - все это в постановке удачно передает беспорядочное нагромождение человеческих характеров и ситуаций в произведениях Достоевского, клубок, в котором невдумчивому читателю трудно найти нить главной идеи. Удачей постановки следует признать смелость персонажей Светланы Крючковой - в исполнении Крупье песни Rammstein "Mein Herz Brennt" и в появлении, назло родственникам, брутальной Бабуленьки, на инвалидной коляске, переделанной из мотоцикла. Весь спектакль полон таких удивительных художественных решений на грани, но без вульгарности, и не вводящих консервативных зрителей в смущение. 
Слова не могут заменить живой просмотр постановки, тем более, что главное впечатление от современного искусства лежит в области подсознания, на уровне эмоций. Поэтому, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. "Игрок" в БДТ принесет зрителям удовольствие, сравнимое с удачной партией игры в рулетку.
 
 
 
 
Следующий показ спектакля 24 ноября. БДТ, наб. Фонтанки, д.65, 19.00
 
http://bdt.spb.ru/
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.