6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Не от мира сего

БДТ. "ЧЕЛОВЕК" Премьера


В основу постановки БДТ «Человек» легла книга психолога Виктора Франкла, осмыслившего свой опыт пребывания в лагерях Освенцим и Дахау как научный эксперимент, цель которого – показать, что есть человек, что дает ему силы пройти через нечеловеческие испытания, сохранив личность и веру

Редакция:
 
Рано или поздно перед каждым, кто носит порядковый номер, встает нравственный выбор
 
"Любовь - это единственный способ понять другое человеческое существо в глубочайшей сути его личности. Никто не может полностью понять саму сущность другого человеческого существа, если он не будет его любить. Любовь придает нам способность увидеть особенности и самые существенные черты любимого человека, и даже больше - увидеть его еще не реализованный потенциал. Более того, своей любовью любящий человек помогает любимому реализовать этот потенциал. Заставив любимого осознать, чем он может стать, можно помочь ему осуществить свои возможности".
 
 
В нашей памяти содержатся  лишь отрывочные представления  о судьбах, перемолотых жерновами концентрационного лагеря в годы Второй мировой войны.  Далеки события той страшной войны, знакомые нам главным образом из военной хроники и художественных произведений.  
 
Спектакль, поставленный на сцене БДТ,  вывел узника концлагеря из протоколов судебного процесса, в которых тот был свидетелем преступлений против человечества.  Узник, носящий порядковый номер вместо имени, стал главным действующим лицом, скорее коллективным героем – личностью,  живо реагирующей на условия, в которых вынуждена существовать.
 
В основу постановки «Человек» легла книга психолога Виктора Франкла, осмыслившего свой опыт пребывания в лагерях Освенцим и Дахау как научный эксперимент, цель которого – показать, что есть человек, что дает ему силы пройти через нечеловеческие испытания, сохранив личность и веру.
 
Это была одновременно исповедь, сценическое действо, автобиография и портрет эпохи. В течение трех часов актеры Большого Драматического Театра, заслуженные или только начинающие свой путь,  выступали поочередно в роли рассказчика, описывающего изменения, которые происходили в сознании человека, вступившие за ворота концлагеря.  Действие, которое не было действием в классическим понимании, и скорее отдельными зарисовками из памяти, проходило у стены со словами «Добро пожаловать», которая, по задумке автора спектакля, словенского режиссера Томи Янежича, была символом глухой к страданиям репрессионной машины. Человек, вступивший на территорию лагеря смерти, постепенно сменяет надежду и разум на  следование защитным реакциям, которые продлевают его жизнь не более чем на день или час, так как больший срок в лагере, где всякий  узник – «игрушка судьбы» - невозможен.
 
Рано или поздно перед каждым, кто носит порядковый номер, встает нравственный выбор. «Человеческое – это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря», пишет Виктор Франкл.  Фашизм делает все, чтобы превратить существо, наделенное мышлением и чувствами, в подобие скота: он убивает в человеке самосознание и индивидуальность. Однако убить в человеке человека он не может потому, что каждый на вопрос о ценности жизни дает свой ответ. Можно остаться в бездействии и ждать смерти, а можно встать и идти, несмотря ни на что.
 
«Большинство людей в лагере полагали, что все их возможности самоосуществления уже позади, а между тем, они только открывались.  Ибо от самого человека зависело, во что он превратит свою лагерную жизнь – в прозябание, как у тысяч, или в нравственную победу – как у немногих».
 
Дилемма о смысле жизни еще острее воспринимается в лагере смерти, где все направленно на то, чтобы показать ее бессмысленность. «Если в жизни есть смысл, значит и в страдании есть смысл, потому, что оно – часть жизни». Человек несмотря ни на что, стремится к жизни, красоте  и радости, в том месте, где даже эти слова искоренены.
 
Предпремьерный студенческий показ спектакля состоялся в БДТ 23-24 мая 2015 года
Редакция
 
 
"Что было действительно необходимо - это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были научиться, и более того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого понять, что жизнь задает вопросы нам, ставит задачи - ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и  размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку"
 
 
"Эти задачи, и следовательно, смысл жизни, - разные для разных людей, они меняются от одного момента к другому. Поэтому невозможно определить смысл жизни вообще. На вопросы о смысле жизни никогда нельзя отвечать огульными утверждениями. "Жизнь" не является чем-то абстрактным и неопределенным, это нечто очень реальное и конкретное, и, точно так же, ее задачи реальны и конкретны. Они составляют судьбу человека, которая различна и уникальна у каждого. Ни человека, ни его судьбу нельзя сравнивать с любым другим человеком и любой другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и каждая ситуация требует своего ответа"
 
                                             Виктор Франкл -  Человек.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.