6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / НКО

Сколько стоит слеза ребенка. Визитная карточка благотворительного движения


Камилла Нигматуллина

2009. "Невское время"
 
Есть мнение, что общественные организации при всей чистоте их целей – найти ребенку семью, подарить сироте внимание и тепло, а также помочь финансово – по сути, провоцируют общество к поддержанию существующего порядка. Зачем заботиться о ребенке, когда можно сдать его в детский дом, куда добрый дядя потом принесет игрушку, если государство забудет сделать это?..
 
На деле эти организации должны работать на то, чтобы сделать собственное существование ненужным обществу. А выходит наоборот. Они пропагандируют благотворительность (пока не очень успешно, ведь делами милосердия по-прежнему занимаются только очень фанатичные люди, а не все общество в целом), но не борьбу с корнями социального зла. Хочется надеяться, что все-таки журналисты ближе к последней цели.
 
В то же время волонтеры от общества свято верят в то, что средства массовой информации – лишь инструмент в руках социума, с помощью которого можно распространять любые идеи, когда это потребует необходимость. Хочется добавить – «и партия». В худшем же случае газету представляют как место для бесплатных объявлений или текстов рекламного характера. Эти стереотипы прочно сидят в головах руководителей организаций, которые, проще говоря, служат проводниками денег от благотворителей к детям. Кто-то возразит мне: но ведь есть и грамотные люди! Конечно, есть, как есть еще множество хороших журналистов, которые пишут о детях не только с целью «вышибить слезу».
 
Хотя что плохого в том, если человек задумался о социальных проблемах, прочитав даже слегка гипертрофированные выводы?.. Разве те же благотворительные организации не занимаются ежедневно вышибанием слезы? Но делу слезы не помогут, а если что и вышибать, так это стереотипы из людских голов, заменившие конструктивное мышление. Одна из таких установок подразумевает, что от социальных проблем можно откупиться. Если ты бомж – вот тебе квартира, пропивай ее снова. Если ты пенсионер и тебе не хватает на жизнь – вот тебе 1000 рублей и открытка к 9 Мая. Если ты брошенный ребенок – жуй шоколадку и писай в памперс. От этой простой логики социальные беды только пуще множатся. Оттого просто фантастически здравыми выглядят инициативы, например, православного центра «Жизнь», который работает с девочками в школах, с девушками в женских консультациях, предотвращая возможные неверные шаги. Вы скажете, что корни социального зла неистребимы, а потому даже маленькая шоколадка скрасит брошенному ребенку жизнь. Возможно. А может, и не скрасит. Если он почувствует, что это просто откуп.
 
Вот в Петербурге появилась новая акция «Даешь десятку!». Теперь в отдельных платежных терминалах можно положить 10 рублей на счет одной из шести благотворительных организаций. Это очень удобно для людей, которые часто оплачивают мобильные телефоны через терминалы и хотели бы сделать какой-то вклад в благотворительность. Мне акция нравится, но во всем этом чувствуется бегство от реальности. С миру по нитке, нищему на рубаху – этот закон работал всегда. Но в отношениях с банкоматом непонятно, какому именно нищему.
 
Еще один стереотип – рука дающего… в кризис да оскудеет. Наша помощь обычно строится на излишках доходов, на «сдаче», как в случае с проектом «Даешь десятку!». А вот в отдельных неканонических христианских течениях до сих пор принято отдавать десятину на церковь независимо от доходов. И когда приверженцы этих религиозных групп примыкают к официальным конфессиям, то продолжают следовать этой традиции как чему-то само собой разумеющемуся. Отдавать безвозмездно, без учета налоговых льгот, будущего спасения души, чего бы ты ни было еще – самое трудное, но, по-моему, самое верное направление мысли. Благотворительные же организации приучают своих благодетелей к отчетности по мероприятиям, к безудержному пиетету со стороны общества, к мыслям о собственной значимости. И мало кто сознает, что Бог дал – Бог и возьмет.
 
Благотворительная деятельность в России устремилась к рыночным отношениям и правилам. И как журналист, я не могу поддерживать подобные устремления. Не могу идти на поводу у пиар-служб благотворительных организаций. Не могу соглашаться с политикой откупа. Не могу замалчивать факты в угоду кому-либо. Не могу получать деньги как за «слезовышибательные» тексты, так и за радужно оптимистические отчеты о деятельности той или иной организации. Я не вижу тех людей, которые вдруг стали счастливы от всей этой гигантской махины благотворительных потуг. Слишком дешево нынче оценивается слеза, не только ребенка – любого человека.
 
Хочется надеяться, что только что созданный социальный пресс-клуб поможет понять эти простые вещи как журналистам, так и благотворителям.
 
// Камилла Нигматуллина, обозреватель отдела социальных проблем "газеты "Невское время"
10 июля 2009
 
http://www.nvspb.ru/stories/skolkostoitslezarebenka
 
 

Как детские слезы превращаются в деньги.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.