6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Госпожа моя Бедность"

Помощь незрячим людям


 
13 ноября 2015 года в мире отмечается 270 лет со дня рождения Валентина Гайюи, великого педагога,благотворителя, защитника и покровителя незрячих и слабовидящих, первым открывшего учебные заведение для слепых в Париже и Санкт-Петербурге,разработавшего специальный рельефно-линейный шрифт для невидящих людей. 13 ноября - Международный день слепых, приуроченный к  дате  рождения Гайюи  - 13 ноября  1745 - 19 марта 1822 г). В 2015 году отмечалось 270-летие со дня рождения  этого великого человека.
 
 
Тифлопедагогика  (греч. τυφλός — слепой ) -   наука о воспитании и обучении незрячих
 
 

 

                                       История мужества незрячих

11 ноября 2015 года на «Радио Санкт-Петербург 5 канал» по инициативе Социального Пресс Клуба   прошла очередная передача.
В ней приняли участие:  заведующая тифлологическим отделом, 40 лет  работающая в  государственной  библиотеки для слепых и слабовидящих Любовь Алексеевна Высоцкая.
Библиотека - образовательный, но и культурный, духовный, психологический  центр  поддержки   незрячих людей и их родных в Санкт-Петербурге;
Волонтер  Социального Пресс Клуба  Мария Перепелкина
 
Ведущая программы:  Ирина Алексеевна Образцова.
 
Образцова:   Какими  корнями сегодняшняя современная библиотека уходит в прошлое?
 
Высоцкая:  Библиотека для слепых была открыта как государственное учреждение  7 января 1927 года. До этого обслуживание незрячих осуществлялось  через учебные заведения для слепых.
Это Александро -Мариинское училище для слепых, открытое в Санкт-Петербурге и другие.
К 1917 году  в России было 35 училищ для слепых. Должна сказать, что система обслуживания незрячих складывалась достаточно сложно, потом  что первый учитель слепых появился во Франции, в Париже. Почему мы празднуем 13 ноября как Международный  день слепых?
В этом году  исполняется 270 лет со дня рождения Валентина Гайюи, человека , которого мы называем первым учителем слепых.
Очень интересная история стоит  за этим именем. Я думаю, что гуманист Валентин Гайюи так много сделал для незрячих, что  это им останется в истории навсегда.
Я уверена, что росточек интереса к проблемам незрячих зародился в XVIII веке, с того  момента,
когда великий философ Дени Дидро  осмыслил проблемы, прежде всего социальные, незрячих.
В 1749 году, в Париже, он опубликовал  "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749) Это эсе вызвало огромный резонанс и Дидро за свое вольнодумство  был заключен на 6 месяцев в тюрьму.
 
Спустя десятилетия появился такой человек, как Валентин Гайюи,решившийся сделать шаг навстречу слепым.
На паперти одной из церквей он подошел к незрячему юноше- Франсуа Лезюеру  и предложил ему начать обучение.
Юноша  сказал, что он хотел бы учиться, но ему не на что  на что жить и тогда  Валентин Гайюи пообещал каждый день выделять  ему сумму, равную той, что он собирал т на паперти.
И  таким образом   появился первый стипендиат.
 
 
 
фото: Валентин Гаюи ( 1745-1822) и его первый ученик Франсуа де Лезюер. 
 
Первый  Королевский институт слепых ( так громко называлась  школа) был открыт в Париже.
Содержал школу король до тех пор,  пока не произошла  Великая  Французская революция
 Она разрушила сложившуюся систему обеспечения  этой школы и Валентин Гайюи   остался без возможности продолжать свою работу. 
К тому времени в школе было 120 учеников.  Нашлись помощники, последователи. 
 
Ирина Образцова: Невольно вспоминается опера П.И.Чайковского «Иоланта»: «подайте мне цветок.
Подайте красный!». Она не понимает, подает белый цветок.
 
Высоцкая:  Я постараюсь коротко рассказать какие методы использовал Гайюи в обучении слепых.
Гайюи - и первые книги на Земле для слепых.
 
Он придумал такой  простой метод, как выпуклые  буквы для слепых. Делались рельефы на влажной бумаге, выдавливались  буквы, после высыхания рельеф  сохранялся  и таким образом человек обучался читать.
Должен был пройти век, прежде чем появилась рельефно-точечная письменность для слепых.
Почти до половины  XIX века пользовались рельефно  -линейными  шрифтами  для слепых. Это было во всех странах.
Научились тиснением выдавливать буквы и  даже книги были изданы рельефно-линейным шрифтом.
В каждой стране были свои изобретатели.
 
Луи  Брайль ( 1809 - 1852)  в 1824 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим.
Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).
Умер 6 января 1852 года и был  похоронен в родном городе.
 
 
В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.
О Брайле дополнительно:
 
PS
Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены
 
 
 Анна Александровна Адлер  (1856-  1924) 
 Посвятила  свою жизнь   образованию слепых. В  1885 г. открыла первую в России типографию рельефно-точечного шрифта. 11 декабря 1885 г. была ею собственноручно напечатана первая русская брайлевская книга «Сборник  статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». В 1887 г. вышла  вторая напечатанная ею книга – «Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста». Ее книги служили первыми учебными пособиями по приобщению незрячих к системе Брайля, по изучению русского языка и литературы  в училищах для слепых детей.
 
Высоцкая: В нашей библиотеке есть книги с линейным шрифтом.
Самая старая книга издана в 1825 году.
 
Образцова:
 - Я понимаю, что  про историю и про историю  шрифтов  можно много рассказывать. Но  у  нас не случайно присутствует координатор Социального Пресс Клуба. Ирина, у вас есть какие – вопросы по поводу социальных программ?
 
Перепелкина:
- Да, конечно.  Сама Любовь Алексеевна здесь далеко не  случайно приглашена Социальным Пресс Клубом. Дело в том, что история  оказания поддержки незрячим людям может многому научить вдумчивого человека.
Но для этого можно посмотреть литературу, сайт библиотеки. см 
 
Приоритетным, мне кажется, является сохранение человеколюбия, отношения человека к человеку.
То есть мы находим  людей, которые  сохраняют именно человеколюбие и вот сейчас, в 2015 году  все равно эти качества человеческой души, присутствуют.
 
 
 
 
 
Константин Карлович Грот (1815—1897) -  основатель и создатель системы попечения над слепыми в России.
В  1881 году в Санкт-Петербурге открылась первая школа для  слепых  детей.
 
Перепелкина: Эти качества присутствуют и в Любови Алексеевне Высоцкой, посвятившей всю свою жизнь заботе о незрячих людях.
А  как сейчас ситуация складывается с оказанием  именно социальной помощи людям, потерявшим  зрение или  слабовидящим? Обездоленным?
 
Образцова:  Может, не стоит говорить о всех незрячих людях, как  обездоленных? У нас есть слепые художники,  композиторы, люди, которые  слышат и видят внутренним духовным состояние больше даже. чем  зрячие. Это очень важный момент отношения общества к человеку.
Мой дядя, Василий Алексеевич Образцов, отец Елены Алексеевны Образцовой, был  мощным, очень жизнерадостным, жизнелюбивым человеком, он однажды подвинул шкаф,  и  отслоилась сетчатка. Он  выдержал одиннадцать операций, так он хотел видеть.
В конце своей жизни он видел только солнце. То есть, он закрывал глаза, смотрел на солнце и видел  красный  шар  и для него это было очень важно.
При этом, когда я приезжала  в Москву, я забывала, что он не видит. Говорила «посмотри! И это, конечно, было  очень бестактно с моей стороны.
 
 ВысоцкаяВы  знаете, незрячие люди очень часто говорят, я видел, я смотрел.
Совершенно свободно используют это слово. Потому что, слово «видеть» тоже многогранно.
И, вы понимаете, восприятие это тоже очень тонкая вещь.
Среди незрячих люди  с самыми разными интересами. Мне  пришлось, поскольку я 40 лет в библиотеке, познакомиться  с такими  незрячими людьми, которые увлечены  поэзией, музыкой.
Есть сильная группа людей, которые занимаются творчеством. Художники незрячие, скульпторы.
В  течении многих лет у нас существует  студия «Душа видит», в которой люди занимаются рисунком, керамикой, скульптурой из глины.
Есть выдающиеся люди среди  незрячих художников. Я могу назвать имя Олега Ефимовича Змновьева.
Недавно вышла книга Митрохиной Людмилы Николаевны  «Золотое сечение судьбы», в которой  рассказывается судьба Олега Ефимовича с подборкой цветных иллюстраций с его работами.
Кроме  того, у нас люди, которые теряют зрение. Читатели нашей библиотеки.  У нас, правда, есть теперь новое слово – пользователи… и  такое тоже есть
 
Образцова: У нас много новых слов. Например «технолог образования». Я пугаюсь даже. Пользователь – это что-то потребительское по отношению к духовности, культуре
 
Высоцкая: Я очень люблю слово "читатель". Но в  современной  библиотечной науке слово пользователь уже в обиходе.  
Среди  читателей есть люди, которые и сейчас теряют зрение. Это тоже огромная проблема.
Художник Олег Ефимович до 50 лет был с остаточным зрением и  терял его. В   50 лет он стал слепоглухим.
Сейчас ему 76 лет и он живет как слепоглухой. Он начал жизнь заново, с чистого листа.
Начал бегать на  марафонские дистанции  для того, чтобы быть физически сильным и не упасть на руки своей  семье. Стал уже по-новому выстраивать свое творчество.Занялся скульптурой из дерева,  продолжает рисовать. 
 
Образцова:  Когда я слушаю подобные истории, становится как-то стыдно говорить о каких-то депрессиях у людей, которые наделены всеми дарами – слухом, зрением. Но они в какой-то печали противной.
 
Высоцкая: Человек теряет слух, зрение.  Все бывает. И не каждый побеждает депрессию. Но есть люди, которые умеют  победить. И они остаются активными делателями,остаются людьми  равными  по интеллекту со зрячими,  и живут активной жизнью.
У нас второй год открыт детский отдел. Там работает тифлопедагог и психолог для того, чтобы проводить работу и с детьми и с родителями.
В течении многих лет в тифлоотделе такая работа проводилась, потому что у меня была литература по воспитанию, обучению детей.
Родители с детьми  обращались в отдел и я  по мере возможностей оказывала им помощь.
Много  драматичных судеб  наблюдала и ситуаций. Когда рождается  ребенок тотально слепой или с тяжелой патологией зрения, в семье создается совершенно иная ситуация и  очень часто бывает, что мама остается один на один со своим ребенком. Папа не берет на себя эту ношу. Знаете, это отдельный должен быть разговор на эту тему.
Судеб интересных столько!
Сколько мам, которые погружены в судьбу   своего  ребенка! Как они его тянут. как поднимают! Часто  разрушается здоровье матери, когда  она в одиночку все это делает. Это дорого стоит.
Но результаты бывают просто потрясающие! 
 
Образцова: Что  Вам  дает общение с незрячими? Я знаю многих врачей, которые имеют дело с неизлечимыми ситуациями и берут много на себя. С другой стороны, можно быть циником, холодным и расчетливым.
Но очень хорошим специалистом все равно Не будешь.
Надо что-то нести в себе и что-то отдавать.
 
Высоцкая: Очевидно, человека  «ведет» по жизни высшая сила.
В детстве я дружила с тотально слепым человеком. Это мой  двоюродный брат, который вернулся с войны. В 1942 году, будучи  юношей, он потерял зрение. Я знаю  всю его историю, как он находил путь для того, чтобы выжить…Как ему помогала сначала мама, потом семья.
Это был человек, который приносил свет в дом. Радость,  улыбку.
Он был открытым, доброжелательным, веселым человеком. Я к такому образу незрячего  поэтому была готова. И когда в 1977 мне предложили работать в этой библиотеке, я начала работать, общаться со своими читателями. У  меня не было психологического барьера. Отторжения не было.
Сейчас в нашем городе почти традиционно  на учете  12-13 тысяч инвалидов по зрению.
Ранее на специальных предприятиях для слепых трудились до 1000 инвалидов по зрению.
Они худо-бедно собирая электроаппаратуру ,зарабатывали себе на хлеб.
И их работа была очень нужна людям.  Когда мы гирлянду вешали на елку, мы могли обратить внимание я,что она была изготовлена на предприятии   Всероссийского общества слепых.
Эти елочные гирлянды приносили свет и радость  в наш дом. .
И даже   называлось одно из предприятий «Свет»
Кроме этого,  изготавливали и собирали щитки для трактора «Кировец» . Представьте себе, чтобы этот махина – трактор  заработал,нужно было чтобы слепые все эти проводники правильно подключили,припаяли.
Изначально еще, когда Гайюи начинал помогать незрячим,  он написал небольшую книгу , где изложил свои педагогические мысли. Он прежде всего говорил о том, чтобы незрячему дать профессию, чтобы он был независим от общества. И в дореволюционных школах для  слепых, учили плетению  из лозы, щеточному делу.  Тогда была популярна такая профессия, как настройщик рояля. 
Музыкальное образование  было обязательных в  школах.
 
Н.М.Карамзин  в своих «Письмах русского путешественника»  написал,  что он  видел  в Париже чудо.  Он видел, как слепые читают, знают азы наук, и кроме того, он написал, что кода он услышал хор слепых детей, то он расплакался.Это письмо сыграло свою роль.  Александр Первый и пригласил Валентина Гайюи в Россию.С этого и началось обучение слепых в России.
 
Перепелкина: Да, о слепых и слабовидящих заботились я Гаюи, потом К.К.Грот.
А сейчас? 
 
Высоцкая: Мне всегда бывает грустно, потому что даже  те,  кто получил  высшее образование, редко  удается  устроиться по профессии  или найти мест. где они могут  реализовать свои возможности
Это очень острая проблема и о ней действительно нужно говорить для того, чтобы общество не боялось принимать на работу инвалидов по зрению.   И затем, они своим  интеллектом, профессиональной подготовкой, доказывал, на что  способны.
Должна вам сказать,  что в Ленинграде, на учете в первичных организациях работников интеллектуального труда стояло  до 90 докторов и кандидатов наук. То есть они работали всю жизнь в высшем учебном заведении, защищали диссертации, становились преподавателями.
 
Образцова:  Подарком  библиотеке от  Дома радио мог бы стать  наш  колоссальный аудио фонд. 
Толстой, Достоевский, Чехов – голоса их хранятся здесь, в нашем фонде и мы  постараемся договориться о сотрудничестве.
 
Высоцкая: Спасибо вам большое заранее, потому что   незрячие люди будут рады, если услышать  все богатство , театральных  постановок в аудио записях.
 
Образцова: Большое  вам спасибо, что приняли участие в нашей передаче, до новых встреч.
И я всем теперь желаю Здоровья! Этого божественного дара.
 
Высоцкая: Спасибо большое и я желаю  вам  удачи и всем-всем добрым людям
 
_______________________________________________________
         
                              
 
                                Карамзин «Письма русского путешественника»
 
 
 
 
В другой школе, заведенной господином Гаюи, слепые  учатся  арифметике, чтению, 
 музыке и географии посредством выпуклых (en  relief)  знаков,  букв,
нот и ландкарт, разбираемых ими по осязанию. Ученик, щупая ряды литер и нот,
перед ним лежащих, читает, поет; прикоснувшись рукою к  ландкарте,  говорит:
"Здесь Париж, тут Москва; здесь Отагити,  тут  Филиппинские  острова".  Швед
тихонько перевернул карту; слепой, дотронувшись до нее, сказал:  "Она  лежит
вверх ногами", и снова оборотил ее. Как у зрячих судят  глаза  о  расстоянии
предметов, их  взаимных  отношениях,  так  у  слепых  осязание,  удивительно
тонкое, верно соглашенное  с  памятью  и  воображением.  Например,  если  я,
зажмурив глаза, ощупаю  несколько  предметов,  то  мне  очень  трудно  будет
вообразить их взаимное между собою отношение, от непривычки судить  о  вещах
по осязанию; напротив того, слепые воображают по ощупи так же быстро, как мы
по глазам. Надзиратель хотел сделать нам полное удовольствие и велел  слепым
ученикам своим петь гимн, сочиненный  для  них  Обером.  Прекрасные  голоса!
Трогательная мелодия! Милые слова! Мы заплакали.
 Надзиратель  увидел  слезы наши, велел ученикам повторить гимн. Вот перевод его:
 
     Владыка мира и судьбины!
     Дай видеть нам луч солнца твоего
     Хотя на час, на миг единый,
     И новой тьмой для нас покрой его:
     Лишь только б мы узрели
     Благотворителей своих
     И милый образ их
     Навек в сердцах запечатлели
 
 __________________________________________________________________________________                  
 
 
                                                  П.И.Чайковский.      Опера "Иоланта"
 
"Отчего это прежде не знала
Ни тоски я, ни горя, ни слез,
И все дни протекали, бывало,
Среди звуков небесных и роз?
Чуть услышу я птиц щебетанье,
Чуть тепло оживит дальний бор,
И везде зазвучит ликованье, —
Я вступала в торжественный хор!
А теперь все мне днем навевает
Непонятный, глубокий упрек,
И укоры судьбе посылает
Птичек хор и шумящий поток.
Отчего это ночи молчанье
И прохлада мне стали милей?
Отчего я как будто рыданья
Слышу там, где поет соловей,
Отчего? Отчего, скажи? Отчего? Отчего?
Скажи, Марта?
 
…..
Ты говоришь так непонятно...
Не знаю, но слова твои
Мне слушать странно и приятно,
От них кружится голова...
Странно! В груди рождается волненье
И вместе страшное сомненье:
Должна ли слушать я тебя?
К чему? За что? За что хвалить меня?
Ты в первый раз передо мною.
Водемон
(с чувством, выразительно)
Желанье ваше мне закон,
Мой пыл теперь от вас я скрою,
Но чтобы это был не сон,
Не призрак счастья,
В знак прощанья
Сорвите мне одну из роз
На память нашего свиданья
И жаркого румянца щек!
(Иоланта срывает белую розу и подает ему).
 
 
 
 
Я красную просил сорвать...
Иоланта
Какую это? Я не знаю.
Водемон
(указывая на куст красных роз)
Одну из тех просил я дать...
Иоланта
Какую? Я не понимаю.
Верни мне ту, что я дала,
И я сорву тебе другую.
 
 
Водемон
 
О нет! Как вы, она светла,
Ее на память сохраню я
Эмблемой вашей чистоты
Сорвите красный розан,
Оба гербом возьму себе на щит
И буду верен им до гроба.
Иоланта
Я подарить тебе готова другую розу.
(Иоланта срывает опять белую.)
Водемон
Как? Вы снова сорвали белую?
(Иоланта в замешательстве срывает еще белую розу).
Опять? Я красную просил сорвать!
 
 
Иоланта
Что значит «красную»?
Водемон
Какая мысль!..
(Срывает несколько роз.)
Скажите мне: сорвал я сколько роз?
Иоланта
(протягивая руки)
Ну, что же? Дай их сюда! Дай!
(Водемон, не давая роз, отступает.)
Ты шутишь... это так несложно...
Водемон
Нет! Не прикасаясь к ним...
Иоланта
Не прикасаясь?!.. Разве можно?
Водемон
Творец! Творец! Она слепая! несчастная!
Иоланта
Ну, что же? Где твои цветы?
(с тоской и недоумением)
О, рыцарь, рыцарь, где же ты?
Твое молчанье мне непонятно,
Не знаю, чем мои слова
Тебе могли быть неприятны...
Скажи мне, в чем моя вина?
Чужих я редко здесь встречаю
И многого еще не знаю;
Ты научи — я молода,
Я буду слушаться тебя!..
Молчишь? Не хочешь быть со мной?
Пусть будет так!..
Твои желанья мне закон,
Мою печаль от всех я скрою...
Но, чтобы это был не сон,
Не призрак счастья,
В знак прощанья
Сорви и дай одну из роз
На память нашего свиданья!..
(Не может кончить от наплыва слез.)
Водемон
Дитя, о нет,
(берет ее за руки)
не надо слез!
Иоланта
(радостно)
Ты не ушел еще?
Водемон
Бедняжка!.. Скажите мне,
Ужели никогда,
Хоть изредка, вам мысль не приходила,
Что грозная, жестокая судьба
Вас дара драгоценного лишила?
Ужели вы не знали, для чего
У вас блестят безжизненные очи?"
 
 
П.И.Чайковский  " Иоланта"
                                                                     
 
 
                                                       Счастье видеть солнце
 
 
 
 
 
 
                               Школа - интернат имени К.К.Грота для слепых и слабовидящихдетей.
 
 
 
Памятник основателю школы -  К.К.Гроту  в центре школьной территории.
Девочка читает книгу, напечатанную рельефно-линейным шрифтом. Эта книга - сборник рассказов "Детский мир" К.Д.Ушинского
" ЗНАЕТ И УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КРЕСТЬЯНИНЪ И ЕГО НИКАКЪ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ НЕВЕЖДОЮ, ХОТЯ БЫ ОНЪ И ЧИТАТЬ НЕ УМЕЛЪ. ВЫУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ И ВЫУЧИТЬСЯ МНОГИМЪ НАУКАМЪ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ УЧИТЬСЯ ВСЕМУ"
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.