6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование"

2012-12-21

Одаренные дети


 

Мардер Л.М.
Директор Второй Санкт-Петербургской гимназии,
Народный учитель России.



22 апреля 2010 года президент РФ Д.А.Медведев на совместном заседании Президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству, Совета по науке предложил создать общенациональную систему поиска одаренной молодежи в России. По его словам нужно «воспитывать таланты, работать с ними и стараться создать для них такие условия, которые сохранят для нас эти таланты».

Педагоги нашей Гимназии считают, что задатки одаренности есть у всех или почти у всех детей, и учить их всех нужно как талантливых. Создавать при этом такие условия выбора, которые позволяют проявить обучающимся свои творческие способности в различных областях и сферах деятельности. Достигать вершин в получении и применении знаний в практической деятельности. Вот только развернуть эти задатки в ярко выраженные способности большинству детей не всегда удается, а только двадцати процентам учащихся, как говорят исследователи данной темы. Мы же видим дальнейшее совершенствование процесса выявления потенциальных возможностей  учащихся, их одаренности в более широком использовании диагностических методик, расширении спектра обучающих программ, специальной подготовки достойных педагогических кадров (талантливых детей должен обучать только талантливый учитель), эффективной интеграции основного и дополнительного образования и, конечно, в успешном партнерстве с семьей и социокультурной, научной средой Санкт-Петербурга.
В реализации гимназической программы «Одаренные дети» ведущую роль занимает психологическая служба в составе четырех специалистов.
Психологический Центр Гимназии активно сотрудничает с учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, гимназистами и их родителями, малым социумом. Систематические диагностические исследования с помощью известных утвержденных методик ( … ) дают возможность в динамике увидеть рост или угасание мотивационных интересов детей к обучению, самопознанию, самоопределению, к развитию творческих способностей, к самореализации личности каждого ученика. А главное – наблюдать за сохранением психического здоровья, состоянием уровня тревожности и уровня комфортности в образовательной среде, дома и в обществе. Известно, что одаренные дети наиболее самокритичны и также критично они относятся к окружающим. Развить и сохранить их интерес к познанию различных направлений наук и на различном уровне, в зависимости от личных качеств каждого, - основная задача педагогов, психологов, родителей. Уже в начальных классах нашей прогимназии специалистами Психологического Центра проводятся занятия по программе «Азбука общения». Эти занятия помогают младшему школьнику находить опору в самом себе, проявлять жизнестойкость в трудных ситуациях, оценивать собственные привычки и понимать настроение окружающих.

В 8-9-ых классах для тех, кто хочет научиться моделировать свое будущее и нести ответственность за сделанный  выбор, предлагается практический курс «Психология достижений», для гимназистов 10-11 классов – «Психология общения». Десятиклассники заявляют о своих предпочтениях с позиции «я хочу»: лучше узнать себя, научится разбираться в людях, научится строить отношения, научится радоваться жизни, научится самостоятельно принимать решения. В 11-ом классе эти же гимназисты чаще рассуждают с позиции «я могу»: принимать решения и нести за них ответственность, не бояться изменений, легко строить отношения, работать в команде, слушать и слышать других, без страха смотреть  в будущее, жить в мире с самим собой и окружающими (программа «Толерантность»). Специалисты Психологического Центра совместно с классными руководителями готовят и проводят занятия на классных часах по определенной тематике: «Я и мой класс», «Учимся учиться, и почему иногда не хочется учиться. Что с этим делать?», «Мои родители – мои друзья?», «Роль самооценки и развитие чувства собственного достоинства»,  «О жизненных ценностях» и другие.

Наряду с консультированием, психологической и психолого-терапевтической помощью гимназистам, родителям и педагогам специалисты Центра оказывают психологическую поддержку талантливым детям, работающим в Совете гимназистов, в Школе молодого лидера; при подготовке исследовательских работ и выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня (от гимназического до Всероссийского и международного); при участии в интеллектуальных играх и конкурсах.
Важнейшим направлением работы Психологического Центра Гимназии является повышение психологической культуры педагогов. Создана система семинаров для классных руководителей, психологических тренингов, психолого-педагогических консилиумов, тематических педагогических советов. Результат систематической многолетней работы Психологического Центра очевиден. На показателях роста качества педагогического труда с одаренными детьми я остановлюсь ниже.
В Гимназии стабильно работает клуб для родителей «Диалог», в котором специалисты Психологического Центра проводят практические семинары по актуальным проблемам:
Семейное воспитание - корреляция девиантного поведения, воспитание лидерских качеств, домашнее научное руководство.
Стиль взаимоотношений – что такое семейное воспитание, мои родители – мои друзья, в чем секрет жизненного успеха.
Познание возрастных особенностей ребенка – этот трудный возраст, на пути к взрослой жизни, разум и чувства ребенка.

Родители наших гимназистов в содружестве с психологами и педагогами активно сотрудничают в поддержке и развитии талантливых и одаренных  детей.
А теперь о талантливых педагогах. Считаю, что в  Гимназии сложился творческий высокопрофессиональный и инициативный педагогический коллектив. Но особо выделяется группа педагогов (25–30 человек), обладающая рядом важнейших не только профессиональных, но и личностных особенностей, так необходимых для работы с одаренными детьми. Еще Е.И.Ильин писал: «Мы две личности, два неповторимых человека на Земле вместе открываем, исследуем этот мир» (это об учителе и ученике). Педагог, настроенный на развитие творческого потенциала ребенка, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, особым (демократичным, открытым, диалоговым) стилем общения и взаимодействия с учениками, высокой мотивацией к труду. А как профессионал такой педагог использует в своей работе методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы на уроке и вне его.  «Эти методы имеют высокий познавательный мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству)». (В.К.Омарова «Из опыта работы с одаренными детьми», научно-практический журнал «Одаренный ребенок», №1 2011 год).

Учителя нашей Гимназии активно используют на своих уроках современные информационные технологии: компьютерные, дистанционные, цифровые, блочные и блоги, модульные, WEB-квесты, обучающие программы. Их уроки стали открытыми не только для коллег своей Гимназии, но и для коллег района и города. Это учителя иностранного языка Беспалова О.Г. (автор учебника), Абрамова И.Н.,Баженова Н.М.,к.п.н., Некрашевич В.И. (победители конкурсов разного уровня). Это учителя начальной школы прогимназии Будаева И.В., Станиславская Л.Е., Стерликова Э.А.; учителя словесники – Карпенко К.А., Королева Е.Л., Филатова С.А.; учителя математики  - Ефремова Т.П., Королева Е.С.; физики – Семенова Н.Н.; химии – Вдонина С.А.
В работе с одаренными детьми важны не только ИКТ-технологии. Инновационный педагогический процесс не может протекать без внедрения педагогических организационно-деятельностных технологий: проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, игровых и тренинговых технологий, диспутов и дебатов, проектных и кейс-технологий. В то же время, сегодня очень важны технологии самодиагностики успешности и результативности: тестовые, рейтинговые, рефлексивные, портфолио. В освоении элементов этих педагогических технологий успешно трудятся учителя начальных классов Демиденко С.В., Караваева И.В., Янковская Л.М.; истории – Островщук Е.В., Тихеева Е.Н.; географии – Шувалова Н.В.; математики – Иванченко И.В., Шульженко И.Г.

Почему только элементы технологий? Потому что во многом у учителей вызывает затруднение освоение и внедрение таких технологий, как технология критического мышления, индивидуально-ориентированные технологии, здоровьесберегающие, интерактивные в силу недостаточной целесообразности их использования целиком в течение всего урока. Над этой проблемой предстоит еще работать. Профессиональному росту учителей  мы уделяем особое внимание. Самое эффективное – внутригимназическое индивидуальное обучение через мастер-классы, мастерские, творческие группы разработчиков и исследователей.  Эти формы работ являются привлекательными для педагогов и весьма результативными. Они проходят в рамках действующей Школы-лаборатории по разработке программы начального обучения в связи с внедрением ФГОС  на базе прогимназии с 2010 года и действующего Ресурсного Центра Гимназии, имеющего статус городского (с 01.01.2011 года) по теме «Создание инновационной информационной образовательной среды как условие внедрения ФГОС нового поколения».

Центр Информатизации Образования (ЦИО) Гимназии, которым руководит. Юркова Т.А.,к.п.н. ведет системную групповую и индивидуальную работу с педагогами по таким направлениям освоения ИКТ-технологий как:
создание электронного сопровождения уроков;
использование INTERNET-ресурсов;
освоение интерактивного оборудования;
использование возможностей мобильного компьютерного класса;
формирование методической копилки; издательский отдел; виртуальное педагогическое объединение; форум; видеоконференцсвязь.
К внутригимназическому обучению педагогов широко привлечены ученые города ( Вершловский С.Г,д.п.н., Ермолаева М.Г., к.п.н. Фрадкин В.Е,к.п.н. и др....), которые являются и руководителями некоторых образовательных программ годичных проблемных семинаров, и кураторами внешних экспертных мероприятий, и консультантами. Такое сотрудничество способствует более эффективному превращению творческого потенциала педагогов в реальную инновационную педагогическую деятельность с одаренными детьми.

В связи с реализацией гимназической программы «Одаренные дети» и приобретенным опытом работы в данном направлении, предметные кафедры Гимназии начали свою работу на качественно новом уровне. Вот уже несколько лет кафедрам делегированы функции:
координация работы педагогов с одаренными детьми, имеющими повышенные образовательные потребности и склонность к исследовательской, поисковой, научной работе;
создание организационно-методических условий для участия детей в региональных, всероссийских, международных проектах, программах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах, конференциях;
индивидуальная работа с учителями-предметниками, наставничество, консультирование, контроль отслеживания динамики достижений гимназистов не только предметных, но и личностных;
апробация экспериментальных и авторских программ, учебников, методик, элементов педагогических технологий;
разработка программ дополнительного образования по учебным предметам.
Руководители кафедр Баженова Н.М,к.п.н.. (иностранные языки), Будаева И.В. (начальные классы), Ефремова Т.П. (математика и ИКТ),  Карпенко К.А. (словесность и эстетика), Миронова О.П. (история и обществознание), Семенова Н.Н. (естественнонаучные дисциплины) сами возглавили и успешно развивают одаренность и талант детей в сообществах, мастерских, клубах, объединениях, секциях.
«Школа молодого лидера»  (Миронова О.П.) – развивает интерес и личную сопричастность старшеклассников к решению политических и экономических проблем государства. Воспитывает чувство ответственности за судьбу своего города и страны, закладывает основы  политической культуры.
Гимназическое сообщество «Точка опоры» (Ефремова Т.П.) – прививает интерес к математическим наукам, воспитывает культуру коллективной творческой деятельности. Готовит гимназистов к участию в олимпиадах, математических боях, интеллектуальных играх. Показывает возможность полной интеграции основного, дополнительного  образования и воспитательного процесса.
«Афинская школа» (Вдонина С.А., Павлова Т.О., Тихеева Е.Н.) – программа поэтапного развития интеллектуальных способностей и лидерских качеств гимназистов: развивает навыки риторической и диалогической речи, творческих способностей; расширяет мировоззрение, формирует коммуникативную компетенцию. В рамках этой программы проводятся интеллектуальные и занимательные игры; работает разновозрастный клуб «Что? Где? Когда?».
Гимназические научно-практические конференции «Малая академия» (3-7 классы) и «Путь в науку» (8-11 классы) (Королева Е.Л.) -  привитие интереса к процессу познания мира; формирование первичных навыков исследовательской и проектной деятельности, поиска обоснований своих творческих работ.  Развитие навыка публичных выступлений, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения. Привлечение к совместной работе выпускников Гимназии – студентов ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга. В рамках этой программы работает также Ученическое Научное Общество (УНО).
«Музей Гимназии как отражение жизни общества» (Асар И.Л.) – это 205-летняя история Второй Санкт-Петербургской Гимназии как старейшего учреждения гимназического образования в России. Это формирование ценностного отношения к истории России через историю жизни педагогов и выпускников Гимназии. Это музейные уроки, музейные марафоны и выставки, а также исследования и хранение информации для будущих поколений.
«Невская модель ООН» (Кузнецова Л.П., зам. директора; к.п.н. Баженова Н.М.) - приобщение старшеклассников к опыту международного сотрудничества, формирование коммуникативных навыков, в том числе на изучаемых иностранных языках.
«Совет гимназистов – орган самоуправления» (Петров М.В.) – возможность для проявления лидерских качеств и творческой инициативы старшеклассников при организации гимназической жизни. Обучение правилам предъявления своего мнения, умению тактично и аргументировано отстаивать его перед взрослыми.
Ежегодно в мае месяце в Гимназии проходит «Ассамблея знаний», на которой чествуются лауреаты и победители региональных, всероссийских, международных проектов, программ, олимпиад, фестивалей, конкурсов, конференций.
Пять лет назад в Гимназии было открыто Отделение Дополнительного Образования Детей (ОДОД). Появилась возможность привлечь высококвалифицированных специалистов в области воспитания и дополнительного образования детей, в том числе и проявивших творческую, интеллектуальную, социальную, спортивную одаренность. Сейчас к работе с одаренными детьми активно подключилась система дополнительного образования Гимназии. 23 образовательных программы ОДОД практически охватывают всех учащихся. Тех, кто проявляют творческую одаренность, занимаются живописью, хореографией, вокалом, хоровым пением, риторикой, журналистикой, принимают участие в традиционном конкурсе юных музыкантов памяти выпускника Гимназии Е.А.Мравинского. Руководителями этих коллективов являются опытные специалисты  Вагнер С.Н., Жилина Ж.А., Мошкова Н.П.
В спортивном направлении успешно работают секции шот-тенниса, тенниса, мини-футбола, баскетбола, волейбола, шахмат. Руководители Данилов С.В., Коровин О.В., Петров М.В., Стяжкина О.М. В Гимназии традиционно проводятся гимназические Олимпийские игры.
В ближайшей перспективе будет продолжена работа по разработке совместных образовательных программ учителей-предметников и педагогов дополнительного образования по интеллектуальному и творческому развитию детей.
Необходимо отметить, что Санкт-Петербург имеет колоссальный образовательно-культурный и технический потенциал, и ребята нашей Гимназии активно его используют, посещая во второй половине дня ансамбли, студии, кружки, клубы, Дворцы технического творчества.
Продолжение своей работы по программе «Одаренные дети» мы видим в дальнейшем совершенствовании организации образовательного процесса, а именно:
Более эффективное конструирование гибкого и мобильного гимназического учебного плана, согласованного с родителями, как основными заказчиками образовательных услуг, основываясь на интересах гимназистов.
Предоставление отдельным гимназистам 10-11 классов возможности выбора индивидуальных программ обучения с последующим обязательным  подведением итогов (экстернат).
Создание учебных разновозрастных групп гимназистов для более глубокого изучения и усвоения отдельных дисциплин, удовлетворяя  личностные запросы в процессе основного и дополнительного образования.
Апробация проекта «Независимое обучение» (по разработанному Положению), когда гимназист выбирает темы, разделы (по тому или иному предмету) для самостоятельного изучения и способы их освоения, а учитель предоставляет ему учебный материал, консультирует, принимает зачет.
Активное использование в работе с одаренными детьми метода опережающего обучения с постепенным усложнением учебного материала.
Дальнейшее совершенствование механизма использования в учебном процессе форм работы с INTERNET-ресурсами (WEB-сайты, WEB-квесты). 
От  редакции:
Благодарим  Людмилу Маратовну  за интересный материал.
Мардер Людмила Маратовна, Народный учитель РФ, кавалер медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, награждена медалью "В память 300-летия Санкт-Петербурга", имеет знак "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга".

Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.