6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Власть без мозгов / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Книги для размышлений

2017-03-16

Где детское кино?


"Отсутствие специализированной детской киностудии, которая стала бы флагманом для всей детской киноиндустрии страны, готовила бы профессиональные кадры. Такой киностудией была Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, снимавшая до 35 картин в год. Также Одесская детская киностудия производила 20 фильмов в год"

Сценаристы фильма "Внимание, черепаха"!

  

Семен Лунгин ( 1920-1996).

Сын - Павел Лунгин. Фильм Остров ( сценарий  Дмитрия Соболева), 2006г. и другие.

Илья Нусинов ( 1920-1970.

Журналист Татьяна Морозова

О современном развитии детского и юношеского кино в России:

 -  На  базу отдыха «Связист» в Приозерском районе съехались дети-режиссеры со всей страны. Будущие Гайдаи и Германы показывают друг другу фильмы собственного производства. «Взрослые не снимают для них кино, они берутся за дело сами!» - то ли в шутку, то ли всерьез говорит Анна Савчук, директор этого шумного кинодейства - Всероссийского детского кинофестиваля «Киноостров» и кинолагеря. 
 И правда, попытки вспомнить последний детский игровой фильм – дело нелегкое. В голову приходят повзрослевший Гарри Поттер, влюбленные вампиры, «Жизнь Пи» ( на фильм ходили с детьми), и ничего отечественного. Все остальное – наша и зарубежная анимация. 
 
Богатыри правят бал
 
Мы обратились в Фонд кино (Федеральный фонд социальной и 
экономической поддержки отечественного кинематографа, созданный в 2009 году). За три года фонд поддержал выпуск 65 фильмов. Среди них детский контент представлен лишь четырьмя анимационными фильмами: «Иван Царевич и Серый волк», «Три богатыря на дальних берегах», «Смешарики. Начало», «Снежная королева». С натяжкой к детским фильмам можно отнести «Каникулы строгого режима», «Ку! Кин-дза-дза» и «Джентльмены, удачи!». 
 
Что же на ТВ? Сделали запрос в TNS Global, международную исследовательскую группу, которая осуществляет медиа-измерения. Отдельных исследований по детскому кино не оказалось.  В рейтинге топ-20 кинофильмов в телесезоне сентябрь 2012 – май 2013 по показателю TVR (процент населения, смотревший фильм) среди аудитории «все, старше 4 лет» преобладает отечественный киноконтент, однако, в нем – ни одного детского кинофильма. В топе-20 мультфильмов первое место в том же сезоне заняла картина «Три богатыря и Шамаханская царица», на втором месте «Шрек навсегда», на третьем «Иван Царевич и Серый волк».
Но где же современные «Белым Бим Черное ухо»,  «Гостья из будущего», «Остров сокровищ»…? Увы, нового детского игрового кино в прокате действительно нет. 
 
 Экономика детского экрана 
 
Сначала нужно понять, что у продюсеров, задумывающих детский кинопродукт, могут быть разные цели, объясняет Павел Данилов, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения. 
Первая модель – создание кинофильма для широкого проката с последующей реализацией на вторичных рынках сбыта. В этом сегменте наиболее востребованы полнометражные анимационные фильмы (отечественные и зарубежные).
Вторая модель – создание фильмов для телевидения. Высоким спросом на телерынке пользуются российские анимационные сериалы, а также игровые сериалы для широкой аудитории. Ведь сериалы – это опять же рейтинг, а также средство заполнения эфира на длительное время, то есть приучение зрителя смотреть телевизор.  Если говорить в целом, что в первую очередь экономически целесообразно для ТВ, так это закупать иностранные сериалы, которые априори дешевле новых российских, так как уже вернули вложенные затраты еще рубежом.
 
Третья модель – освоение бюджетов, когда экономия составляет прибыль продюсеров. В данном случае создатели вообще не заинтересованы в прокате, так это несет за собой дополнительные затраты и, следовательно уменьшает прибыль.
Четвертая модель – реализация сопутствующих товаров (игрушки, игры, раскраски…). То есть фильм, по сути, представляет собой рекламу. 
 
А что вообще нужно сегодня детям?
 
В итоге всего этого дети и подростки сопереживают анимированным котам, ослам, одушевленным машинкам, динозаврам и болотным оргам. «Обилие анимационных лент объясняется тем, что их производство, благодаря компьютерным технологиям, очень упростилось. Ленту может делать несколько человек, не нужно тщательно подбирать актеров и создавать для них условия. При работе с актерами-детьми фильм снимается в 2-3 раза дольше, труд детей защищен законодательно» - говорит Анна Савчук, она же директор детской школы-студии «Киноостров», продюсер.
 
Также не стоит забывать, что основная аудитория зрителей в кинотеатрах – это люди в возрасте от 16 до 35 с ядром – от 18 до 25 (пол не имеет значения), добавляет Павел Данилов. Это граждане, которые «модно» проводят время и достаточно самостоятельны, что бы: 1) сходить в кино; 2) заплатить за билет. Собственно именно они интересны и прокатчикам и кинотеатрам. 
В сфере фильмов для детей примерно та же ситуация – младших детей в кинотеатры приводят взрослые – родители в возрасте от 30 лет. Следовательно, фильмы должны быть интересны обеим категориям.  Ожидания такой публики существенно изменились,  считает Ирина Романова, кандидат философских наук, руководитель киносеминаров. –«Старое доброе детское кино в них не вписывается – оно слишком идеализировало действительность. А в анимации легче задействовать иронию и даже «черный юмор». Вспомним Масяню – культовый персонаж. Отсутствие денег и аудитории, готовой умиляться «правильному» Электронику, существенно тормозит дело.
 
Детские фильмы – не зрелище, могущее приобщить к «высокому» искусству (по крайней мере, не в этом их первоочередная задача), а способ адаптироваться к действительности. Мира, к которому юный зритель мог приобщиться через просмотр старых детских фильмов, уже нет. Новый мир требует и новой «оптики» для его восприятия, а в детское кино такая «оптика» встроена быть не может. Зато сейчас можно снимать хорошие фильмы про детей (а не для них)».
 
Детский продюсер Анна Савчук( на фото)  4-й год проводит Всероссийский детский фестиваль «Киноостров». Она убеждена, что детям по-прежнему нужны сильные игровые картины о том, что их волнует. В этом году ребята со всей страны прислали на кинофестиваль 111 картин, в шорт-лист вошли 36. Красной нитью во всех номинациях проходит… тема развода родителей. Другие темы – самоопределение в мире, защита природы, родной край, отцы и дети. «От картин веет теплом, добротой, чувством, которые не сравнить с той «жвачкой», что предлагается в кинопрокате.  Дети и сами смотрят фильмы запоем, им интересны глубокие человеческие переживания. 
Конечно, они смотрят и фильмы с какими-то невероятными  спецэффектами. Но здесь мы не конкуренты западу. А  хорошее психологическое кино для детей, мудрые сказки мы снимать можем» - говорит Анна.
Режиссер Владимир Карабанов считает, что в детском кино должно быть ощущение чуда. «Один ребенок на пресс-конференции в «Орленке», от лица нескольких тысяч детей, сказал: «Мы тут посоветовались, и решили: мы – дети – хотим, чтобы в фильме было волшебство, и хорошо все заканчивалось. И разве можно ему возразить?» 
Если свести мнения экспертов в одно, формула удачного детского фильма выглядит так: настоящие человеческие чувства и проблемы + ирония и немного черного юмора +  волшебство и хороший конец.  
 
 
Основные причины отсутствия на экранах детского игрового кино, названные экспертами:
 
 
1. Отсутствие специализированной детской киностудии, которая стала бы флагманом для всей детской киноиндустрии страны, готовила бы профессиональные кадры. Такой киностудией была Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, снимавшая до 35 картин в год. Также Одесская детская киностудия производила 20 фильмов в год.  Многие режиссеры сейчас, по мнению Анны Савчук, просто не знают специфики детского кино и психологии маленького зрителя.
 
2. Отсутствие работающего механизма господдержки.
В 2012 году на поддержку кино в целом выделили 3 миллиарда 894 миллиона рублей, из них на ленты для детей и юношества - 42 миллиона рублей, на 4 картины. 
«Из года в год гранты получают одни и те же компании, - говорит Анна. – К тому же, нужно вносить и свои деньги.  Мы хотели подать заявку на субсидию, но по условиям должны были внести 1 миллион 400 тысяч рублей. У нас их нет. Зато есть прекрасный сценарий, и всего на съемку требуется 6 миллионов рублей! «Маленькая Вера» - о дочке священника, которая из деревенского прихода попадает в современный мегаполис. Аудитория - 14-15-летние подростки». 
«Нужно поддерживать талантливых людей, которые хотят снимать кино для детей. И не полумерами – вот вам 70% бюджета, 30 ищите сами, а реклама, прокат - как хотите. И где эти деньги брать продюсеру? Если проект интересен, то его нужно финансировать полностью, все этапы. Тогда будет смысл тратить бюджетные деньги» - считает Владимир Карабанов.
3. Прокатчики готовы брать картины, но у них есть свои требования, например, участие в картине узнаваемых медийных лиц. Что, естественно, в разы повышает затраты.
Но здесь, по мнению Карабанова, надо брать «волшебством». «Только вернув в детские фильмы ощущение волшебства – волшебства жизни (любыми способами). И выиграв конкуренцию. Иначе никак. Если с паяльником в руках насильно заставить прокатчиков показывать российское кино – расслабятся творцы, и будут снимать халтуру». 
 Комментарии:
 Многие фильмы зритель просто не увидит
 
 
Владимир Карабанов ( на фото)  кинорежиссер, сценарист:
 
Любая светлая мысль, которая родилась в сознании режиссера, сценариста, или продюсера, проходит через строй (в самом мерзком смысле) потребностей кинорынка, фестивальной политизированной коньюнктуры. Каждый, кто участвует рублем, имеет право привинтить к ракете саморезом свой воздушный шарик. 
Воля режиссера сегодня заключается в том, чтоб донести и не расплескать эликсир идеи, когда тебя подбивают под локоть, неожиданно пугают, выключают свет,, щекотят, обливают водой, подвешивают вниз головой, cоревнуются в плевании в твою чашку…
У многих опускаются руки, кто-то, мучается, но принимает компромиссные условия.. Но в то же время появляется новый класс режиссеров и продюсеров, которые по-сути воины. Вооружаясь только верой, найти финансирование, увлечь за собой творческую группу, и создать свое кино. Слава безумцам! И, поверьте, таких не мало.
 В российском кино нет прибыли априори, а в детском - тем более. Всегда рулетка: плати полтора миллиона долларов на раскрутку, а там посмотрим. Гарантий – никаких. Качество самого фильма в такой бизнес-схеме практически ничего не значит. В такой ситуации, конечно, детское кино зависимо от господдержки, и без нее на ноги не встанет. Но детское кино снимается - вы его просто не видите… Громадное количество снятых за последние годы фильмов – и плохих и хороших – просто лежат на полках Госфильмофонда, и зритель их никогда не увидит. 
Если, опять-таки, их не купит какой-то телевизионный канал для эфира в 3 часа ночи».
 
 
 
Детское кино – это более сложный жанр
 
 
Владимир Алеников (  на фото) режиссер, писатель, сценарист («Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Каникулы Петрова и Васечкина»…)
 
 -По сути, уже два поколения выросли на зарубежных детских киногероях. При такой богатой отечественной культуре это огромное упущение. На Западе семейному кино (family movie) придают особое значение, любая крупная зарубежная киностудия не менее 40 процентов кинопродукции выпускает в этом жанре. Потому что дети и подростки – это самая большая и перспективная часть зрительской аудитории.
 У нас же ситуация такова, что киностудии не берутся за игровое кино для детей и юношества, потому что прокатчики его не показывают. 
 Но у меня есть надежда, что в ближайшие годы ситуация начнет меняться. Правительство уже начинает выделять деньги на детское кино, появятся хорошие фильмы. Сейчас мы ждём ответа от Министерства культуры по поводу выделения средств на съемки моей сказки «Богатырская история» - приключенческого и в то же время патриотичного фильма для детей.
 В советское время выпускалось до 60-65 детских картин в год – 35 снимала Центральная детская киностудия имени Горького, еще 20-25 снимали на Одесской киностудии. Было понимание, что это особый, более сложный жанр. На него даже по нормам выделялось больше пленки, увеличивались сроки производства. Сегодня этого ресурса у режиссеров нет, детское кино при финансировании приравнено к любому другому. 
 Но необходимость в легких комедиях и серьезных жизненных фильмах для детей осталась, огромная! В июне в рамках 35-го Московского международного кинофестиваля пройдёт гала-премьера моего нового фильма «Война Принцессы» - это фильм о современных Ромео и Джульетте - о любви русской девочки и кавказского мальчика, о столкновении двух кланов. По жанру это драма, но я убеждён, что современным подросткам нужны такие серьёзные и актуальные фильмы о том, что происходит вокруг. К великому сожалению, тема межэтнической и межрелигиозной вражды, ксенофобии болезненно остра в наши дни, когда не только в России, но и во многих других странах происходят всплески конфликтов на национальной почве. 
 
Судьбы детских и юношеских фильмов последних лет
 
 
Компания «Телесто». Фильм Владимира Карабанова «Слон», 2009 год. Водитель трейлера (его играет Сергей Шнуров) и девочка спасают циркового слона, отправленного на усыпление. Два года фильм ездил по фестивалям, привозил статуэтки со всего мира. В конце 2012 фильм вышел в прокат, но без рекламной компании. И, по сути широкая аудитория о фильме так и не узнала. «Слон» теперь живет в Интернете, и на DVD дисках.
 
«Ленфильм»:
 
 «Моя бабушка – ведьма», 2013 год, автор сценария и режиссер Сергей Карандашов 
Герой фильма, Вася Новиков, школьник 12 лет, живет на окраине провинциального города, и мечтает найти в себе хоть какой-то талант. Васька живет обычной жизнью, пока из деревни не приезжает его бабушка. Она оказывается настоящей ведьмой. Умирая, она передает свои необычные способности Ваське, завещая использовать их только на благо людям.
Вскоре будет показан на кинофестивалях.
 
 «Как поймать магазинного вора», 2010. Молодежная комедия. Авторы сценария Ярослава Пулинович, Павел Казанцев. Режиссер-постановщик Евгений Семенов
Насте - пятнадцать, Денису – двадцать три, Вере тридцать лет. Настя и Денис – магазинные воры. Вера – ненавистный ими персонаж из мира денег. Их сталкивает случай, перевернувший мир каждого. 
Фильм будет принимать участие в ретроспективах и кинофестивалях
.
 «С черного хода», мелодрама, 2009 год. Автор сценария и режиссер - Станислав Митин
Десятиклассник Миша влюбляется в свою классную руководительницу. Первая любовь, обреченная и запретная, преображает юношу, оставив грусть и ощущение счастья в душе подростка…
Фильм будет принимать участие в ретроспективах и  кинофестиваях.
 
Дополнительно:
http://vk.com/kinoostrov
 

Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.