6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Не от мира сего

Ежегодный фестиваль "Площадь искусств" в Санкт-Петербурге


 

Истина, постигнутая музыкой Чайковского

В 2015  году произведением, заключающим программу ежегодного Фестиваля "Площадь искусств", стала опера Чайковского "Иоланта", которая была поставлена на сцене Большого зала Санкт-Петербургской государственной Филармонии

 
Взаимное проникновение оперы и концерта - двух различных жанров классической музыки сделало исполнение более камерным, но не менее драматичным. Выбор, неожиданный для фестиваля преимущественно симфонической музыки - последняя опера Чайковского в новом исполнении, стал данью памяти великого русского композитора. Каждый год Фестиваль "Площадь Искусств" принимает тематически окрашенные тона. В 2014 году направленность на английских классиков от Перселла до Бриттена и исполнителей была совмещена со стремлением поразить отечественного меломана с помощью технических эффектов, примером чему может стать невероятная увертюра Холста "Планеты", звучавшая под видеоряд из космических снимков. Фестиваль 2015 года - более спокойный; щадя консервативные вкусы завсегдатаев Филармонии, он предложил к слушанию музыку таких авторов как Чайковский, Сибелиус, Свиридов, объединенных, пожалуй, не только по случаю круглых дат со дня рождения. Ключевые имена Фестиваля дали спокойное романтическое звучание всей программе: до сих пор используемая в богослужениях духовная музыка Чайковского; баллады в изложении Свиридова; суровая северная природа, отраженная в симфонических произведениях Сибулиуса дополняли ряд произведений других русских и иностранных композиторов.
 
К сожалению, на концерте не было традиционно заключающего Фестиваль маэстро Темирканова, художественного руководителя и главного дирижера Филармонии, по совместительству вдохновителя и основоположника "Площади Искусств", который притягивает своим талантом и яркой личностью все новые и новые сателлиты на орбиту культурной жизни Петербурга. За дирижерским пультом 25 декабря был известный музыкант Павел Бубельников, чье руководство позволило музыкантам и солистам блестяще выступить, тем самым достойно завершив многодневный музыкальный марафон Фестиваля.
 
Был полон зал, и ложи блистали. Публика ждала исполнения любимого произведения с профессионализмом, свойственным оркестру Санкт-Петербургской Филармонии. Все ожиданиия оправдались: на два часа незадолго до католического Рождества "Иоланта", пожалуй, самая светлая и оптимистичная вещь Чайковского, перенесла слушателя в волшебный мир, где принцесса и принц, где любовь творит чудеса и возвращает девушке зрение. Столь достоверное погружение в атомсферу оперы Чайковского стало возможным благодаря таланту главных исполнителей. Особенно хотелось бы отметить партию Роберта в исполнении мощного баритона Алексея Маркова, заставившего весь зал в напряжении слушать пробирающий до мурашек голос: "Кто может сравниться с Матильдой моей, Сверкающей искрами черных очей, Как на небе звезды осенних ночей!"
Не только ожидание чуда, звучащее рефреном в опере, сближало настроение последнего дня "Площади Искусств" с наступающим христианским праздником. Удивительное заключается в том, что Чайковский, человек, чью жизнь сложно назвать соответствующей религиозным канонам, впервые включил в оперу цитаты из богослужения. В финале хор поет, благодаря Бога за исцеление Иоланты:
     Прими хвалу рабов смиренных!
     Во прахе мы перед Тобой!
     Слава Тебе, Творец всесильный!
     Осанна в вышних! Осанна в вышних! 
В советское время строки подобного содержания и подвергнуты цензуре, из-за чего текст был изменен без разрешения автора на "О купол неба лучезарный".
Причины, побудившие автора либретто брата Чайковского Модеста и его самого пронести мысль о Боге через всю оперу - вот достойный предмет размышления. Во всяком случае духовная направленность "Иоланты" еще раз свидетельствует о надмирности искусства, когда чистое произведение обладает (и должно обладать) нравственным смыслом. Поэтому в следовании стереотипам относительно жизни и творчества великого композитора призываем не уподобляться Иоланте, бывшей в неведении относительно своей слепоты.
 
 
http://www.philharmonia.spb.ru/about/press/about/?id=94586
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.