6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная

Покаянная



Лидия Чуковская.Повесть "Софья Петровна"



"Самое страшное – то, что российское общество перестало реагировать на вопиющие преступления власти"



Покаяние



Свобода слова



Политзаключенные в России



Жертвы произвола



Свобода собраний



Песни



Мир, в котором мы живем все более и более не правдивый



Документы


 
«Люди холопского звания сущие псы иногда,
чем тяжелей наказанье,
тем им милей господа».
Н.Некрасов.
 
 
 
Покая́ние μετάνοια — греч.: перемена сознания, переосмысление — 
 глубокое раскаяние, сокрушение о грехах.

 Интервью В.Войновича.

 
— Владимир Николаевич, вы смотрели сегодня трансляцию парада с Красной площади?
 
— Нет, не смотрел.
 
— Там был традиционный парад, естественно, с «георгиевскими лентами», очень помпезный (что все отметили). Правда, мавзолей был прикрыт какими конструкциями в стиле конструктивизма 20-30 годов. А где был бы Чонкин, если бы дожил до сегодняшнего дня?
 
— Ну, Чонкин, если бы его поставили в колонну — он бы шел, а как же. Чонкин — не протестующий, не диссидент, не оппозиционер, он, куда его ставить начальство, там он стоит и идет, куда его посылают. Так что он шел бы по Красной площади — если бы его пустили. Но его бы не пустили, так как он недисциплинированный.
 
— Ежегодно, когда наступает май — и даже раньше, в апреле, — по российским (и не только СМИ) начинается кампания с оттенком истерии. Среди живых настоящих ветеранов остается все меньше, но тема «Великой Победы» эксплуатируется все активнее. В чем причина, на ваш взгляд?
 
— Россия, в общем бывшие республики Советского Союза, потеряли идеологию. Не знаю, как другие, а Россия без идеологии существовать не может. И придумали некую замену, некий эрзац. Здесь и религия, и культ «Победы». Лет 30 этот день практически не отмечался, а потом чем дальше — тем больше насос.
 
Здесь же, знаете, вот еще что.
 
Я — «ребенок войны», и для нас победа была живой памятью о войне, о погибших. А теперь выходят какие-то люди: прадед погиб! Ну, прадед погиб, но все люди умирают, скажем, отец от рака умер в страшных муках, либо еще что-то. И вообще — можно так же отмечать Первую мировую войну (победы там, правда, не было), или победу над Наполеоном. Это все уже отдаляется. Живой памяти нет и живой боли нет. А специально возбуждается такое ощущение, что якобы эта память — живет.
 
— Василь Быков сказал, что завоевав победу, мы не завоевали свободу, и по-сути, Сталин отобрал победу — и у белорусов, и у россиян, и у других, и принес несвободу в Европу. Вам не кажется, что то, что происходит сейчас, эта агрессивная идеология, подтверждает ту линию, которую 70 лет назад выбрал генералиссимус?
 
— Да, но Европа частично уже освободилась, и довольно успешно. Конечно, Сталин это использовал. Люди, которые воевали, надеялись, что наступят новые времена и им дадут какую свободу. А никакой свободы не было. Напротив, те, кто попадал в немецкий плен — потом попадали в советские лагеря. И многие напрямую с фронта попадали в лагеря. Сталин действительно использовал победу, чтобы сделать еще более жестким режим внутри, сделать его еще более агрессивным в отношении собственных граждан.
 
Ну а теперь агрессия — это пустое, это хлопанье оружием. В России какие-то люди пугают Запад и обещают превратить Америку в радиоактивный пепел. Но я думаю, это — пустое. Таких планов, надеюсь, нет. Ведь развязывания большой войны на территории Европы будет концом для России. Они хвалятся, что «Россия если в мире не первая, то и не вторая», — вот же придумали такое! Но на самом деле, Россия — слабая в военном отношении. Российская армия слабее не только американской, но и многих других. И режим, естественно, слабее.
 
— Сегодня многие обратил внимание, что перед парадом российский министр обороны Шойгу перекрестился. А еще раньше министр внутренних дел Нургалиев, за несколько недель до назначения на должность, принял православие. Как объяснить в многонациональной, многоэтнической, с различными конфессиями стране — такой уклон в одну конфессию? Видите ли вы опасность в этом?
 

— Знаете, эта опасность — для самой религии. Советское безбожие выкормилась на чем? На том, что вбивание в головы детей «закона Божьего» еще в царские времена так отвернуло от религии, что выросли целые поколения безбожников. Нынешнее насаждение религии приведет к тому же — к неприятию. Это неизбежно, так как переходит все границы. А что православие — так это легко объяснимо, так это религия титульной нации. Власть у россиян — вот и насаждают православие. Если бы власть была у мусульман — насаждали бы ислам.

http://www.ixtc.org/2016/05/vladimir-voynovich-chonkina-ne-pustili-by-segodnya-na-parad/#more-9126

 

 

___________________________________________________________-
9 декабря  2015 г. состоялась онлайн пресс-конференция Михаила Ходорковского. Он ответил на вопросы журналистов, собравшихся в московском офисе Открытой России.
 
Публикуем текст выступления Михаила Ходорковского.
 
Уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья!
 
Я благодарен российской власти и ее подручным из Следственного комитета за повод встретиться с вами. Я благодарен вам за то, что вы пришли.
 
Вчера мне сообщили, что 11 декабря предъявят обвинение по делу Петухова, убитого в 1998 году.
 
Предъявлять мне новые обвинения под новый год — давняя традиция. Это третье. И Путин рассказывал о нем публично трижды.
 
По самому делу информации более чем достаточно, даже в Википедии. Так что я на эту тему скажу вкратце.
 
Убийство было раскрыто в том же году, когда оно и было совершено, — в 1998-м. Были найдены исполнители, они были арестованы, но потом по непонятным причинам отпущены и убиты.
 
Версий было несколько. О них вы также сможете прочесть при желании.
 
Фальшивая привязка сотрудников ЮКОСа возникла только в 2003 году, после моего публичного выступления по поводу коррупции в высших эшелонах власти, которое крайне не понравилось президенту Путину.
 
Фальсификация обвинения потребовала замены исполнителей. Этим исполнителям — новым исполнителям — пообещали небольшие сроки за лжесвидетельство. Об этом они рассказали в суде.
 
Песков вчера заявил, что, когда меня высылали за границу, Путин ничего не знал. Это неправда.
 
Причины сегодняшнего обострения вполне ясны. Это не одна причина. Решение было принято в начале лета для давления на акционеров ЮКОСа. Не хотят платить 50 миллиардов, поэтому используют все механизмы воздействия.
 
На днях на нашем портале были опубликованы материалы испанской прокуратуры, доказывающие, что Бастрыкин был назначен председателем Следственного комитета по рекомендации Геннадия Петрова, которого называют среди окружения Путина и руководства Тамбовской ОПГ. Появились расследования ФБК, Новой Газеты, The New Times.
 
Результат — придание ускорения исполнителям данного мероприятия для того, чтобы сменить эту неприятную для власти повестку дня.
 
И, наконец, раздражение вызывает деятельность Открытой России — организации, которую я воссоздал. Уже были полицейские налеты и аресты сотрудников. Причем о последних президент Путин выказал опять необычную и подробную осведомленность.
 
Сегодня все вызывает у власти раздражение, вся повестка дня дерьмовая.
 
Когда я вышел из тюрьмы и был выслан за границу, ситуация им благоприятствовала: огромные резервы от сверхвысоких цен на нефть, дружественное украинское руководство, практически прощенная западом война в Грузии, 30 рублей за доллар и, соответственно, никаких протестов.
 
Прошло всего два года, и что мы видим сейчас? Резервы кончаются в 2017 году, и то только потому, что доллар загнали за 69 рублей. Если бы такой девальвации не произошло, резервы бы кончились раньше. Уровень жизни населения провалился на 20% и валится дальше. Привычные места отдыха стали недоступны.
 
Терпение прорывается протестами, спровоцированными патологической жадностью путинского окружения. Дальнобойщики — это только первая ласточка.
 
С Украиной военный конфликт. Тысячи убитых. И ведь еще ничего не кончилось.
 
С Турцией конфликт между торговой и нормальной полноценной войной.
 
Западные санкции — они не только сокращают резервы, но и заморозили технологическую отсталость многих отраслей. Молодежь, специалисты выбирают для продолжения карьеры отъезд за границу.
 
Банковский сектор на грани системного кризиса.
 
Безобразная система коррупции поразила все окружение президента, глав регионов, руководство правоохранительной системы.
 
Что первопричина всего этого?
 
Первопричина — это намеренное разрушение правовой системы страны для того, чтобы сохранить власть.
 
Президент в обход Конституции возглавляет страну фактически четвертый раз. Он получил возможность назначать и увольнять любого судью. Судей Верховного и Конституционного Судов фактически назначает тоже он. Парламент здесь выступает только в роли ширмы.
 
Сам парламент лишен основных бюджетных полномочий. Контрольный орган парламента — Счетная палата — переподчинен президенту. Декоративная роль правительства ясна каждому.
 
Таким образом, средствами государства президент и его окружение могут пользоваться и пользуются практически бесконтрольно. Они их используют на покупку лояльности, на войну, на мегапроекты, и, наконец, попросту многие из них раскладывают эти деньги по своим карманам.
 
«Дело Чаек», дело «русской мафии в Испании», губернатор Турчак как заказчик избиения журналиста Кашина, убийство Бориса Немцова, чьи нити тянутся к ближайшему окружению Кадырова... Это уже не просто деградация государства.
 
В последние дни — отмена приоритета международного права вопреки порядку установленному Конституцией, три года тюрьмы Ильдару Дадину за реализацию конституционного права на мирный пикет.
 
Мы имеем дело с полноценным антиконституционным переворотом.
 
Каков выход? В отсутствие института честных выборов и иных механизмов законной смены власти единственный способ ее смены — это революция.
 
Революция в России неизбежна. Остатки резервов и угроза репрессий лишь оттягивают ее неизбежное наступление.
 
Вопрос в том, как сделать революцию хотя бы относительно мирной и эффективной с точки зрения восстановления демократического управления страной.
 
Свою задачу я вижу в представлении обществу альтернативы, в помощи людям, готовым стать этой альтернативой, желающим приобрести для этого политический опыт.
 
Собственно, для этого мы и запустили проект «Открытые выборы». Тимур Валеев, руководитель проекта, в этом зале.
 
Для этого мы создали и будем помогать создавать площадки свободного обсуждения будущего страны. Мы рассказывали и будем рассказывать правду в статьях и фильмах. Мы боремся и будем бороться за права политзаключенных, против репрессивных антиконституционных законов.
 
Я вижу Россию правовым государством с независимыми судами, с независимым парламентом, имеющим широкие полномочия в бюджетной сфере и сфере контроля за исполнительной властью.
 
России необходимо сильное и самостоятельное правительство. России нужен и президент, но как гарант прав граждан и глава государства, который без уверток оставит свой пост не более чем через два срока и оставит его навсегда.
 
Стране нужны новые точки роста, современные мегаполисы, помимо Москвы, нужна современная инфраструктура, дешевые и быстрые транспортные коммуникации, нужна современная промышленность. Все это невозможно без выхода из изоляции, куда нас затолкала эта власть для того, чтобы сохранить свою несменяемость.
 
Я знаю, сменив эту власть, придется срочно воссоздавать образование и науку, доступную медицину и честную полицию, да много чего еще на самом деле придется воссоздавать.
 
Средства на все это есть. Их просто надо рационально использовать, а не обменивать на лояльность проходимцев с погонами и без.
 
Путин и его окружение должны дать ответ обществу за сделанное в независимом суде. Я вижу это как свою задачу.
 
Повторю: российскому обществу пора признать — в стране произошел антиконституционный переворот.
 
В стране создаются нелегитимные репрессивные законы, они принимаются нелегитимным парламентом по указке нелегитимного органа власти — администрации президента — и применяются зависимыми судами.
 
Они противоправны. Их необходимо саботировать по мере сил и возможностей.
 
Возвращение в правовое поле из такой ситуации называется революцией. Она неизбежна и необходима.
 
Революция — это хорошее слово.
 
Она может и должна быть мирной.
 
Сделать революцию мирной — наша общая задача.

https://openrussia.org/post/view/11108/

 

                            __________________________________________________________

 

 

 
_____________________________

"ЛОЖЬ, насильно присвоившая себе имя правды..."

                                   _______________-

" И  ПЕРЕД ЭТИМ ПРАВОСУДИЕМ, ОН НЕ ЗНАЛ ЗНАКОМСТВ, ЗАСЛУГ, ЗАЩИТЫ"
 
" Все лгуны, клеветники, слишком смелые любители самокритики или слишком заумные интеллигентики – исчезли, заткнулись, притаились, а люди принципиальные, устойчивые, преданные, друзья Русанова и сам он, ходили с достойно поднятой головой.
 
И вот теперь какое-то новое, мутное, нездоровое время, что этих прежних своих лучших гражданских поступков надо стыдиться? Или даже за себя бояться?
 
Какая чушь. Да всю свою жизнь перебирая, Русанов не мог упрекнуть себя в трусости. Ему не приходилось бояться! Может быть он не был какой-нибудь особо-храбрый человек, но и случая такого не припоминалось, чтобы проявил трусость. Нет оснований предполагать, что он испугался бы на фронте – просто на фронт его не взяли как ценного, опытного работника. Нельзя утверждать, что он растерялся бы под бомбёжкой или в пожаре – но из К* они уехали до бомбёжек, и в пожар он не попадал никогда. Так же никогда он не боялся правосудия и закона, потому что закона он не нарушал, и правосудие всегда защищало его и поддерживало. И не боялся он разоблачений общественности – потому что общественность тоже была всегда за него. И в областной газете не могла бы появиться неприличная заметка против Русанова, потому что или Александр Михалыч или Нил Прокофьич всегда б её остановили. А центральная газета не могла бы до Русанова опуститься. Так и прессы он тоже никогда не боялся.
 
...Да уж если такое неустойчивое время наступит – так лучше и умереть. Лучше умереть, чем бояться каждого возврата. Какое это безумие! – возвращать их! Зачем? Они там привыкли, они там смирились – зачем же пускать их сюда, баламутить людям жизнь?"
 
Александр Исаевич Солженицын "Раковый корпус",
 
 
 
          _____________________
 
"Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце».
http://www.solzhenitsyn.ru/o_tvorchestve/articles/works/index.php?ELEMENT_ID=920
 
"Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, —
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадёжность – сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их ещё отразил, —
Ты дашь мне.
А сколько не успею —
значит, Ты определил это другим".
А.И.Солженицын.
_________________________________________________________________________________________
Святитель Николай Сербский.   " Миссионерские письма":
 
"...Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок! Вы можете посмеяться моим словам. Знаю. И Пилат бы посмеялся. Но знаю, Христос смеяться бы не стал. А в отношении Вашего пророчества, что Европе обеспечен мир тем, что пламя войны вспыхнуло вдали от нее, будьте весьма осторожны. Не верьте ни себе, ни своему пророчеству. Ибо, когда разгорается пожар на одной стороне леса, разве ветер не может с легкостью перенести искру и на другой край? Мир Вам и милость от Господа"

 

_________________________________________________________________________________________________________
Слово "кризис" с древнегреческого  переводится - суд.
 -------------------
 
 
" И царь израильский сказал: мы истребим врага! Но Елисей  его сдержал: ведь ни  твоя рука, ни меч, ни лук их взяли в плен!
Царь щедро угостил тогда сирийцев, а затем - домой их отпустил.
И Царь сирийский воевать с Израилем не стал.
Дар сеять мир и благодать пророку Бог послал
 
 
                                                             ______________________________
А.Солженицын.  Ответное слово на присуждение литературной награды Американского Национального клуба искусств:
 
 
"В искусстве давно живет истина, что «стиль — это человек». То есть если мы имеем дело с музыкантом, артистом, писателем достаточного художественного уровня, то все его произведения определяются неповторимым, уникальным сочетанием его личности, его творческих способностей и его жизненного опыта — индивидуального, а еще и национального. И поскольку такое сочетание неповторимо, то искусство — но я здесь буду больше подразумевать литературу — имеет бесконечное разнообразие и в веках, и у разных народов. Божий замысел таков, что нет предела появлению все новых удивительных творцов — однако никто из них нисколько и ни в чем не отменяет созданного его выдающимися предшественниками, хотя бы 
от тех прошло уже пятьсот лет или две тысячи. И никогда нам не закрыты пути ко все новой свежести, — однако это не отнимает у нашей благодарной памяти всего прежнего.
Никакое новое творчество — сознательно ли, бессознательно — не возникает без органического примыкания к созданному прежде него. Но и: здоровый консерватизм как в самом творчестве, так и в восприятии его должен быть гибок, сохранять равную чуткость и к старому, и к новому, и к уважаемой достойной традиции, и к той свободе поиска, без которой не рождается будущее. Однако художник не может и забыть, что свобода творчества — опасная категория. Чем меньше ограничений он сам наложит на свое творчество, тем меньше будут и возможности его художественной удачи. Утеря ответственной организующей силы — роняет и даже разрушает и структуру, и смысл, и конечную ценность произведения.
Каждая эпоха и в каждом виде искусства много обязана крупным художникам, в трудном поиске плодотворно открывающим новые смыслы и ритмы. Но в нашем XX веке необходимое равновесное отношение к традиции и к поиску нового было не раз резко нарушено ложно понятым «авангардизмом» — звонким, нетерпеливым «авангардизмом» во что бы то ни стало! Такой авангардизм начинал еще до Первой мировой войны с разрушения общепринятого искусства, его форм, языка, признаков, свойств — в порыве построить некое «сверхискусство», которое якобы будет непосредственно творить и саму Новую Жизнь. В литературе звучало и такое, что отныне ее «надо начать с чистого листа бумаги». (Иные почти на этом и остановились.) Разрушение — и оказалось апофеозом этого штурмующего авангардизма: разрушить всю предыдущую многовековую культурную традицию, резким скачком сломить и нарушить естественное развитие искусства. И этого надеялись достичь бессодержательной погоней за новизной форм как главной целью, притом снижая требования к своему мастерству даже до неряшливости, до примитивности, а то и с затемнением смысла — до зауми.
Этот агрессивный порыв можно было бы счесть всего лишь амбицией честолюбий, если бы в России — прошу прощения собравшихся, что я буду больше говорить о России, но в наше время нельзя обминуть тяжелый и глубокий русский опыт, — если бы в России он не предварил, не предсказал собою и своими ухватками — вскоре наступившую разрушительнейшую физическую революцию XX века. Сотрясательная революция, прежде чем взорваться на улицах Петрограда, взорвалась в литературно-художественных журналах петроградской богемы. Это — там мы услышали сперва и уничтожающие проклятия всему прошлому российскому и европейскому бытию, и отметание всяких нравственных законов и религий, призывы к сметению, низвержению, растоптанию всей предыдущей традиционной культуры при самовосхвалении отчаянных новаторов, так и не успевших, однако, создать что-либо достойное. Среди тех призывов звучало буквально: уничтожать Расинов, Мурильо и Рафаэлей, так, «чтобы щелкали пули по стенам музеев», классиков русской литературы начисто «выбросить за борт корабля современности», а вся культурная история теперь начнется заново. Все «вперед! вперед!» — себя они называли уже «футуристами» — как бы перешагнувшими и через современность, и вот дарили нам несомненное искусство Будущего.
Но грянула уличная революция — и те «футуристы», которые недавно в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» призывали развивать «непреодолимую ненависть к существовавшему до сих пор языку», — эти «футуристы» теперь сменили свое название на «Левый фронт» — уже прямо политически примыкая к революции с ее самого левого края. Так прояснялось, что прежние рывки «авангардизма» были не просто литературной пеной, но имеют реальное продолжение в жизни, направлены были сотрясти не только всю культуру, но и саму жизнь. И пришедшие к беспредельной власти коммунисты, чьим гимном и было «разрушить до основания» весь существующий мир, а взамен, на беспредельном же насилии, строить Неведомый Прекрасный Мир, — коммунисты не только распахнули этой орде «авангардистов» широкие возможности публичности и популярности, но даже некоторым — как верным своим союзникам — административную власть в культуре.
Правда, и бушевание этого лже-«авангарда», и его власть в культуре не длились долго: за тем наступил всеобщий обморок культуры. Мы в СССР понуро побрели через 70-летний ледниковый период, под корой которого лишь тайно пульсировали несколько великих поэтов и писателей, до поздней поры почти неведомые своей стране, а тем более миру. С окостенением советского тоталитарного режима — и его дутая лжекультура окостенела в омерзительно парадных формах так называемого «социалистического реализма». О его сути и значимости нашлись охотники писать немало критических исследований — а я бы не писал ни одного, ибо он — вообще вне рамок искусства, ибо не существовало самого объекта — стиля «социалистический реализм», — а доступная любому бытовому взгляду простая угодливость: стиль «чего изволите?» или «пиши так, как приказывает Партия». О чем же тут научно толковать?
Но вот — мы пережили эти 70 смертных лет в чугунной скорлупе коммунизма — и на четверть живые выползаем из нее. Наступила несомненно новая эпоха — и для России, да и для всего мира. Россия — дотла разорена и отравлена, народ в невиданном моральном унижении и едва не гибнет физически и даже биологически. При таком состоянии народной жизни, внезапном зримом обнажении и изъязвлении накопившихся прежде ран — для литературы естественна пауза, глубокие голоса национальной литературы нуждаются во времени, прежде чем снова зазвучать.
Однако. Нашлись писатели, кто увидел главную ценность открывшейся бесцензурной художественной деятельности, ее теперь никем не ограниченной свободы — в нестесненном «самовыражении» и только: просто выразить свое восприятие окружающего, часто с бесчувственностью к сегодняшним болезням и язвам и со зримой душевной пустотой, выразить, может быть, и не весьма значительную личность автора, выразить безответственно перед нравственностью народной, и особенно юношества, — порой и с густым употреблением низкой брани, какая столетиями считалась немыслимой в печати, а теперь стала чуть ли не пропуском в литературу.
Смятения умов после их 70-летнего тотального угнетения еще бы не понять: художественное зрение молодых поколений обнаружило себя в ошеломлении, унижении, обиде, беспамятстве. Не найдя в себе прежде сил полноценно противостоять и опровергать советскую догматику, многие молодые писатели поддались теперь легче доступному пути пессимистического релятивизма: великой ложью была коммунистическая догматика, да, — но, дескать, и никаких истин вообще не существует, и не стоит труда их искать; и не стоит труда пробиваться к какому-то высшему смыслу.
И — отталкивающим движением большой досады — признается никуда не годной классическая русская литература, которая не гнушалась действительности и искала истину. В оплевании прошлого — мнится движение вперед. И вот сегодня 
в России снова стало модно — высмеивать, свергать и выбрасывать за борт великую русскую литературу, всю настоянную на любви к человеку, на сочувствии к страдающим. А для облегчения операции этого вышвыра — объявить мертвенный лакейский «соцреализм» органическим продолжением полнокровной русской литературы.
Так на разных исторических порогах это опасное антикультурное явление — отброса и презрения ко всей предшествующей традиции, враждебность к общепризнанному как ведущий принцип — повторяется снова и снова. Тогда это ворвалось к нам под трубами и пестрыми флагами «футуризма», сегодня применяется термин «постмодернизм». (Какой бы смысл ни вкладывали в этот термин, но сам состав слова несообразен: как бы претендует выразить, что человек может ощущать и мыслить после той современности, в которой ему отведено жить.)
Для постмодерниста мир — не содержит реальных ценностей. Даже есть выражение «мир как текст» — как вторичное, как текст произведения, создаваемого автором, и наибольший интерес — это сам автор в соотнесении со своим произведением, его рефлексия. Культура должна замкнуться сама на себя (оттого эти произведения переполнены реминисценциями, и до безвкусия), и только она и есть стоющая реальность. Оттого повышенное значение приобретает игра — но не моцартианская игра радостно-переполненной Вселенной — а натужная игра на пустотах, и у художника нет ответственности ни перед кем в этих играх. Отказ от каких-либо идеалов рассматривается как доблесть. И в этом добровольном самозаморочивании «постмодернизм» представляется себе увенчанием всей предыдущей культуры, ее замыкающим звеном. (Надежда опрометчивая, ибо вот уже мы слышим о рождении «концептуализма» — термин пока еще не нашел убедительного объяснения в приложении к художественным произведениям, но поищут и его, — а есть уже и «пост-авангардизм», а не удивимся, если появится и «постпостмодернизм» или «пост-футуризм».) Можно бы посочувствовать этим поискам, но так, как мы сочувствуем страданиям больного. Уже своей теоретической установкой такие поиски обрекают себя на вторичность, на третичность, на безжизненность перспектив.
Но перенесем внимание на более сложный поток процесса. Хотя горший и обескураживающий жребий достался в XX веке подкоммунистической части мира, — однако, шире того, нравственно больно и все наше столетие, и эта нравственная болезнь не могла и повсюду не отразиться болезнью искусства. По другим причинам, но сходная «постмодернистская» растерянность перед миром возникла и на Западе.
Увы, при небывалом росте цивилизованных благ и во все более благополучном течении физической жизни — также и на Западе происходило выветривание и затемнение высоких нравственных ориентиров. Затмилась духовная ось мировой жизни — и глазам иных потерянных художников мир предстал во мнимой бессмысленности, несуразным нагромождением обломков.
Да, сегодня мировая культура, конечно, в кризисе, и глубоком. Новейшие направления в искусстве думают обскакать этот кризис на деревянной лошадке «игровых приемов»: мол, изобрести ловкие, новые, находчивые приемы — и кризиса как не бывало. Напрасные расчеты: на пренебрежении высшими смыслами, на релятивизме понятий и самой культуры — ничего достойного не создать. Здесь просвечивает, но не светом, а багровостью, нечто большее, чем явление только внутри искусства.
Мы можем пристально уследить, что в этих повсеместных и как будто невинных опытах по отказу от «застарелой» традиции заложена в глубине враждебность ко всякой духовности. Что за этим неутомимым культом вечной новизны — пусть не доброе, пусть не чистое, но лишь бы новое, новое, новое! — скрывается упорный, давно идущий подрыв, высмеивание и опрокид всех нравственных заповедей. Бога — нет, истины — нет, мироздание хаотично, в мире все относительно, «мир как текст», который берется сочинить любой постмодернист, — как все это шумно, но и беспомощно само в себе.
Уже несколько десятилетий в мировой литературе, музыке, живописи, скульптуре проявляется упорная тенденция не в рост, а под уклон, не к высшим достижениям человеческого духа и мастерства, а к разложению их в дерганой и лукавой «новизне». Для украшения общественных мест выставляются скульптуры, эстетизирующие прямое уродство, — и мы уже не удивляемся тому. А если бы инопланетяне стали ловить из эфира нашу сегодняшнюю музыку — как бы они могли догадаться, что прежде у землян были и Бах, и Бетховен, и Шуберт — но отставлены за устарелостью?
Если мы, создатели искусства, покорно отдадимся этому склону вниз, если мы перестанем дорожить великой культурной традицией предшествующих веков и духовными основами, из которых она выросла, — мы поспособствуем опаснейшему падению человеческого духа на Земле, перерождению человечества в некое низкое состояние, ближе к животному миру.
Однако — не верится, что мы до этого допустим. И даже в тяжело больной России — мы с надеждой ждем, через какой-то срок обморока и молчания, — оживающего дыхания русской литературы, а затем и прихода свежих сил, наших младших братьев".
 
*«Игра на струнах пустоты» (19 января 1993 г.) — ответ на присуждение литературной награды Американского Национального клуба искусств. На церемонии вручения премий в Нью-Йорке ответное слово писателя было в его отсутствие оглашено в английском переводе его сыном Игнатом. Опубликовано: New York Times Book Review, 7.2.1993; перепечатывалось во многих американских и европейских периодических изданиях. Впервые по-русски: «Новый мир», 1993, № 4
 
__________________________________________________________________________:
Ж.Алферов. Книга   "Власть без мозгов. Отделение науки от государства":
 
"…На вопрос о том, что именно с нами произошло за эти годы, ответил английский журналист Пол Хлебников в книге «Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России». Цитирую по русскоязычному изданию: «Превращение России из мировой сверхдержавы в нищую страну – одно из самых любопытных событий в истории человечества. Это крушение произошло в мирное время всего за несколько лет. По темпам и масштабу этот крах не имеет в мировой истории прецедентов».
 
В его объемном, хорошо документированном исследовании заслуживают внимания две таблички, в которых сравниваются колонки цифр. Первая таблица приводит к убийственному выводу: шесть промышленных гигантов («Газпром», РАО «ЕЭС», «Лукойл», «Ростелеком», «Юганскнефтегаз», «Сургутнефтегаз») были распроданы на ваучерных аукционах в 20 раз дешевле их рыночной стоимости. Вторая свидетельствует о том, что чистым надувательством были и последующие залоговые аукционы, в частности, по продаже акций нефтяных компаний – их стоимость на рынке была в 18–26 раз выше уже через полтора года.
 
В героях этой эпопеи не один Березовский. Высвечиваются такие фигуры, как Чубайс, Кох, Гусинский, Ясин… Журналиста поражает, что многие из ельцинского правительства говорили о своей стране с таким хладнокровием и отстраненностью, что можно было подумать – речь идет о чужом государстве. Не удержусь от еще одной цитаты: «Чудес не бывает. Эта страна должна выпить чашу до дна… Японцам и немцам после Второй мировой войны было проще, потому что у них была просто разрушенная промышленность, была оккупационная власть и уже многое было сделано для того, чтобы расчистить почву и начать сначала, – сказал мне Евгений Ясин. – Россия, к сожалению, не находится в такой ситуации».
 
Понимаете?...."

 

_________________________________________________________________________________________
Б.Стругацкий:  
 
 "Фашизм - это очень просто. Эпидемиологическая памятка"
 
 
 - Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.
Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм - это: черные эсэсовские мундиры; лающая речь; вздернутые в римском приветствии руки; свастика; черно-красные знамена; марширующие колонны; люди-скелеты за колючей проволокой; жирный дым из труб крематориев; бесноватый фюрер с челочкой; толстый Геринг; поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер, - и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из "Семнадцати мгновений весны", из "Подвига разведчика", из "Падения Берлина"...
О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм - немецкий фашизм, он же - гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный. И, наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль.
Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами. Мы замечаем порой поганые лозунги и картинки на стенах наших домов. Но мы никак не можем признаться себе, что это тоже фашизм. Нам все кажется, что фашизм - это: черные эсэсовские мундиры, лающая иноземная речь, жирный дым из труб крематориев, война...
Сейчас Академия Наук, выполняя указ Президента, лихорадочно формулирует научное определение фашизма. Надо полагать, это будет точное, всеобъемлющее, на все случаи жизни определение. И, разумеется, дьявольски сложное.
А, между тем, фашизм - это просто. Более того, фашизм - это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист - это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом - активный поборник "железной руки", "дисциплины-порядка", "ежовых рукавиц" и прочих прелестей тоталитаризма.
И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное - тайная полиция, лагеря, костры из книг, война - прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.
Возможна железная диктатура со всеми ее гробовыми прелестями - скажем, диктатура Стресснера в Парагвае или диктатура Сталина в СССР, - но поскольку тотальной идеей этой диктатуры не является идея национальная (расовая) - это уже не фашизм. Возможно государство, опирающееся на национальную идею, - скажем, Израиль, - но если отсутствует диктатура ("железная рука", подавление демократических свобод, всевластье тайной полиции) - это уже не фашизм.
Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа "демофашист" или "фашиствующий демократ". Это такая же нелепость как "ледяной кипяток" или "ароматное зловоние". Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он, по определению, враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же, как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу - свободу Железной Руки.
Могу легко представить себе человека, который, ознакомившись со всеми этими моими дефинициями, скажет (с сомнением): "Этак у тебя получается, что лет пятьсот-шестьсот назад все на свете были фашистами - и князья, и цари, и сеньоры, и вассалы..."
В каком-то смысле такое замечание бьет в цель, ибо оно верно "с точностью до наоборот": фашизм - это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома, и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта. Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее и пара, и электричества, сильнее всеобщей грамотности и всеобщей компьютеризации.
Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, еще пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян: все чужаки, живущие в соседнем лесу, - отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и побеждает врагов. Эта первобытная ментальность, видимо, не скоро покинет род человеческий. И поэтому фашизм - это феодализм сегодня. И завтра.
Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов - бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями "свои-чужие", "наши-ненаши", "воры-фраера", он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.
Это важнейший признак фашистской идеологии - деление людей на "наших и ненаших". Сталинский тоталитаризм основан на подобной идеологии, поэтому-то они так похожи, эти режимы - режимы-убийцы, режимы - разрушители культуры, режимы-милитаристы. Только фашисты людей делят на расы, а сталинисты - на классы.
Очень важный признак фашизма - ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист - обязательно лжец. Он просто вынужден лгать. Потому что диктатуру иногда еще как-то можно, худо-бедно, но все-таки разумно, обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи - какими-нибудь фальшивыми "Протоколами" или разглагольствованиями, что-де "евреи русский народ споили", "все кавказцы - прирожденные бандиты" и тому подобное. Поэтому фашисты - лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: "Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами".
Так что если вы вдруг "осознали", что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг - второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю...
И как только вы приняли все это, - процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать "хайль!". Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом и, может быть, даже сами, лично, приближали эту победу. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов - и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто.
И не говорите теперь, что вы - совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны... Все это уже не имеет значения, коль скоро приняли вы Причастие Буйвола.
Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих - подавление неизбежного протеста - концлагеря, виселицы - упадок мирной экономики - милитаризация - война...
А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист. Знамена у вас будут не красно-коричневые, а - например - черно-оранжевые. Вы будете на своих собраниях кричать не "хайль", а, скажем, "слава!". Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма - диктатура нацистов - останется, а значит, останется ложь, кровь, война - теперь, возможно, ядерная.
Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме. В первую очередь она поражает оскорбленных и униженных, а их так много сейчас.
Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно - если этого захотят миллионы. Так давайте же этого не хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое.
 
 
 
______________________________________________________________________________________________________
 
 
                     Нобелевский лауреат, академик Жорес Иванович Алферов 
 
- Что вы думаете сейчас о реформе Академии Наук?
 
- Ой, ну слушайте, я уже много раз говорил: реформа - безобразная. Я думаю то же самое, что и раньше.
 
- Вы будете бороться дальше? 
 
- Я борюсь всю жизнь.
 
- Что вы пожелаете молодым ученым, которым придется работать в реформированной Академии Наук?
 
- Молодым ученым я могу пожелать только то, чтобы они занимались наукой и не бросали ее. Ни за что.
                  -----------------------------
 
Алферовский Фонд.
 
 
 

 

_________________________________________________________________

Актер Олег Басилашвили, писатель Владимир Войнович, ученый-геофизик Александр Городницкий,поэт, композитор и драматург Юлий Ким призвали россиян поддержать активистов, которых задерживают и арестовывают после массовых политических мероприятий. В своем обращении общественные деятели отмечают, что "таких людей становится все больше – после некоторых акций счет задержанных идет на сотни. Эти люди выходят за свободу, за человеческое достоинство, за честные выборы. Эти люди выходят за каждого из нас
 
 
 
"Подавляющее большинство из них не нарушает никаких законов – их берут просто так, для устрашения, чтобы люди боялись и не выходили на митинги. Среди задержанных есть политические активисты, которые знают, на что идут, но большинство – обычные граждане, участвовавшие в мирных, гарантированных Конституцией акциях и никак не ожидавшие оказаться из-за этого за решеткой", – утверждается в обращения.
 
По словам общественных деятелей, чтобы помочь таким активистам и обезопасить их от насилия со стороны полицейских после задержания, "необходимо, чтобы к моменту, когда их привозят в ОВД, там уже находился готовый их защищать адвокат". Однако, как отмечают авторы обращения, "на такую юридическую помощь нужны деньги". В связи с этим Войнович, Басилашвили, Городницкий и Ким призвали россиян "перечислять деньги – любые, пусть даже самые маленькие суммы, – на Яндекс-кошелек".
 
"Мы гарантируем, что все направленные вами средства будут совместно с "Мемориалом", "Русью сидящей", "Комитетом 6 мая" и другими правозащитными организациями использоваться полностью и исключительно на юридическую помощь задержанным. Отчеты о поступлении средств и их использовании будут регулярно публиковаться. Если кому-либо из вас покажется, что ваши деньги используются не так, как вам бы хотелось, они будут вам немедленно возвращены"
Радио Свобода
__________________
Российское информационное агентство «Росбалт» опубликовало интервью с актером театра и кино, народным артистом СССР Олегом Басилашвили. Известный актер рассуждает о том, почему нынешняя война не имеет оправданий. В своих ответах актер пытается найти истину и быть более объективным, чем журналист, задающий вопросы.
 
— Вам кажется, что этим людям сейчас надо сдаться?
— Надо прекратить эту бойню. На месте повстанцев я бы вышел на высокий холм, взял бы в руки оружие, положил его на землю и закричал: «Братцы, все! Мы прекращаем стрельбу. Прекращайте и вы тоже. Давайте сядем, поговорим…». А умение нажимать на гашетку и испытывать сексуальное удовлетворение от того, что ты убил человека – это, знаете ли, не геройство, а преступление. Я сам был беженцем, и помню, как мы бежали из Москвы в декабре 1941-го. Помню, как это тяжело и страшно. Зачем сейчас-то людей мучить? Там хоть, по крайней мере, наш народ сражался против фашизма, порабощения немцами нас, русских и советских людей. А сейчас-то против чего они сражаются? И кто им помогает?..
 
— Но ведь если ополченцы сложат оружие — их убьют. А мирных людей сожгут так же, как в Одессе.
— Погодите! Значит, по-вашему, в задачу киевского руководства входит сжечь Юго-Восток Украины?
 
— Почему нет? Сейчас там украинские военные бомбят и обстреливают из орудий города, мирных людей.
— Они бомбят не гражданское население, а только тех, кто с ними сражается, какие-то внутренние войска в этих Донецкой и Луганской республиках. Мирные люди просто попадают под огонь, к большому несчастью… Все это вызывает у меня очень неприятные мысли. Зачем нам это надо? Мы, благодаря присоединению Крыма, вместо брата и друга, который рядом с нами, уже приобрели злого врага – на все века.
 
— Как вы думаете, почему русских, победивших фашизм, так не любят на Западе — не в самой Германии, а в других странах Европы, в том числе и Восточной?
— Для наших солдат война была самым святым делом. И слава всем, кто тогда воевал! А вот потом в освобожденных от фашизма странах так называемой восточной демократии – Чехословакии, Венгрии, Югославии, Польше, Румынии, Болгарии — наша армия утвердила новый социалистический порядок. Эти страны почувствовали себя оккупированными СССР. Мы насаждали там свои правила, арестовывали противников режима… Поэтому нас не любят, мы явились как бы вторыми оккупантами. Мы пытались сделать хорошее, дать этим странам новую жизнь, ту, о которой мечтали сами. Но она принесла с собой жертвы и страдания… Я думаю, в этом все дело. Оккупантов не любят нигде, с какими бы благими намерениями они ни занимали чужие земли.

 

 
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.