6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная

2017-10-28

Рахманинов и Прокофьев о Революции 1917 года: два гения, два разных вгляда


27 октября состоялся первый концерт из цикла "Музыка Революции: два цвета времени" в Петербургской Филармонии. Музыка в тот вечер стала учебником по истории, а слушатель - беспристрастным судьей.

 

 

В годовщину трагических и судьбоносных событий 1917 года Санкт-Петербургская Филармония предоставила слушателям уникальную возможность понять историю через музыку. Блок призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию», имея в виду ее всеобъемлющее значение, ее всепроникающую мощь. Октябрь 1917 года, своим категорическим отказом от старых форм жизни обрел собственный литературный и музыкальный язык, создал новый тип человека, изменил код русской культуры. Отношение к этому грандиозному общественному эксперименту нашло отражение в произведениях двух великих соотечественников – Рахманинова и Прокофьева. Будучи современниками событий, они по-разному отнеслись к крушению монархии и становлению советского государства.

Разобраться в хитросплетениях трагического двадцатого века, услышав живые голоса той эпохи можно в рамках абонемента «Музыка революции: два цвета времени» петербургской Филармонии. Первый концерт из «революционного» цикла открыл «Вокализ», созданный Рахманиновым еще в 1915 году, воплотивший и тревожное ожидание грозы 1917-го, и горечь последующей вынужденной разлуки с родиной, и любовь к ней, и надежду воссоединения. Следующее произведение - первый концерт для фортепиано с оркестром, завершенный в 1891 году, воплотил по-юношески смелое, незаурядное видение Рахманинова, становление индивидуальных черт творчества. Партию на фортепиано виртуозно исполнил пианист Андрей Коробейников, напомнив о гении самого Рахманинова. Внутренняя и внешняя обстановка эпохи, когда был создан концерт, времени, о благополучии и стабильности которого сложно было сомневаться, способствовала свободе творческого поиска. Было далеко до Цусимы, Первой Мировой и коллапса на фронте, до всеобщего оскуднения и зверской усталости от поражений. Трон казался незыблемым, и держава – единой. Однако, поиски нового языка, завершенные после революции, характерны уже и в этот период. Вторая, более зрелая редакция концерта приходится уже на осень 1917 года, что оставит свой след в произведении. Скоро Рахманинов навсегда покинет Россию.

Прокофьев также покинул страну, охваченную революционным пожаром, но вернулся, когда в стране была провозглашена победа коммунизма. Его кантата «К 20-летию Октября» была закончена, когда по стране пронесся вихрь репрессий – было время Большого Террора. Сам Прокофьев писал о том, как в одночасье оскуднела его записная книжка. Тем не менее, над кантатой он работал самозабвенно. Произведение было государственным заказом с одной стороны, но с другой – попыткой осмыслить победу революции и примирить с ней интеллигенцию и в каком-то смысле себя. Патетика, громовые звучания, обрамляющие цитаты Маркса, Ленина, Сталина, их боевой ритм, должны были наглядно показать силу Советского государства. Однако, эта литургическая торжественность противоречила сути рабоче-крестьянского государства, в нем справедливо усмотрели рефлексию «старорежимного» интеллигента, пусть сочувствующего революции, но все же чуждого ей. Произведение не понравилось высокопоставленным проверяющим, и было забыто на годы.

Вечер оказался поистине непростым, как и предупреждала зрителей в напутственном слове к концерту доктор исторических наук Юлия Кантор. Зритель должен был за музыкальной формой почувствовать историческую суть произведений и дыхание ветра перемен. Симфонический оркестр филармонии под управлением Николая Алексеева блестяще исполнил творческий план композиторов.


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.