Несмотря на холод и дождь, 30 октября 2017 года, петербуржцы собрались на ежегодную акцию памяти жертв сталинских репрессий у Фонтанного Дома Анны Ахматовой. Каждый мог прочесть из списка имен погибших. По окончании прозвучала заупокойная молитва.
Инженер, библиотекарь, колхозник, крестьянин, пенсионер, рабочий. Чей-то отец, брат, сын. Чья-то мать, жена, дочь.
Имена, вереница имен, фамилий, дат. Этих людей объединяет одно - они были приговорены к расстрелу в один из страшных дней 1937-1938 года. Где их могила? Куда приходить оставшимся потомкам? А главное, за что?
Каждый, кто пришел в этот день памяти, 30 октября, задавал себе этот вопрос. И сегодня силами молодых волонтеров Фонтанного дома, Свято-Петровского православного братства, общества "Мемориал" - возвращались из небытия эти забытые имена.
Жаль, что только общественные организации беспокоятся о сохранении памяти. Государственная власть в лучшем случае открывает монументы и произносит официальные речи, в худшем - стыдливо молчит. Покаяния не произошло? И наследница сталинской махины отмахивается от ответственности? От непонимания вины возрастает опасность того, что можно скатиться в прошлое.
Страшны попытки оправдать потребление человеческих жизней ради государственной выгоды. Страшны попытки оправдать репрессии и казнь невинных людей необходимостью индустриализации страны. Страшны последствия, которые мы видим сейчас.
Были и молодые и пожилые, потомки репрессированных и палачей. Кто-то плакал, читая, кто-то крестился, кто-то называл имена своих родственников.
Так, под дождем, 30 октября 2017 года, снова совершалось малая, незаметная для огромного мегаполиса, но необходимая жертва.
_______________________________________________________________________________
"...расстреляли по спискам, ежедневно под оркестр, под туш читаемым дважды в день на разводах – дневной и ночной смене."
Варлам Шаламов
Число расстрелянных в Ленинграде во время Большого террора доходило до 3-4 тысяч человек в месяц...
"Большевик отдает все в монопольное распоряжение государства: люди делятся для него на чиновников и бесправных рабов. Поэтому большевизм есть деспотизм. Он презирает закон и законность: власть не связана ничем, а рабы связаны вечным гнетом и страхом..."
Иван Ильин
"Я выполнил свой долг перед погибшими, это даёт мне облегчение и спокойствие. Эта правда обречена была изничтожиться, её забивали, топили, сжигали, растирали в порошок. Но вот она соединилась, жива, напечатана - и этого уже никому никогда не стереть."
Александр Солженицын