6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная

2018-03-25

Новые музыкальные горизонты: концерт памяти Юрия Любимова в Санкт-Петербургской филармонии


24 марта 2018 года в Большом зале Филармонии имени Шостаковича собралось непривычно много слушателей, чей возраст в среднем едва ли превышал двадцать пять лет. Поколение, которое зачастую подозревают в дурном вкусе и пристрастии к разнообразной "попсе", опытно познает, что такое настоящая музыка.

 

Таинственные духовные и культурные запросы привели творческую молодежь в филармонию, но не ради классических симфоний Моцарта и Гайдна или романтических концертов Шопена и Листа.

Резкое, диссонирующее, интеллектуально напряженное исследование новых глубин музыки, отраженное в произведениях одного из творцов второго авангарда Яниса Ксенакиса и извлечение тишины в простом и строгом звучании Владимира Мартынова, самобытнейшего русского композитора в исполнении музыкантов "Opus Posth", чье кредо в том, что время великих ушло и что настало время для оглядывания назад на причудливые пути музыки заполнило в этот вечер привыкшие к академизму стены.

Сложная для понимания музыка Ксенакиса, архитектора, севшего за ноты, представляет собой скорее математический код, который взывает не к чувствам, а к разуму. Попытки найти нечто похожее в архивах звуковой памяти обречены на провал потому, что задача авангардиста - сделать музыку максимально неузнаваемой, отличной от классических звучаний, изучаемых на курсе гармонии в консерватории.

Геометричность форм, воплощенная с помощью ударных (виртуозное исполнение Елисея Дрегалина)-альта-фортепиана-скрипки сменяется концептуально иной музыкой Владимира Мартынова в духе минимализма - внешне монотонной с нарастающей внутренней динамикой, захватывающей в финале своего слушателя без остатка.

Неслучайно концерт, собравший имена Ксенакиса и Мартынова вместе, посвящен памяти великого режиссера Юрия Любимова. Произведения обоих композиторов многократно использовались в его театральных постановках. Так, Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко участвовал в одном из последних спектаклей Любимова "Идите и остановите прогресс" по стихам обэриутов на музыку Владимира Мартынова.

Прозвучавшее на концерте произведение Мартынова - петербургская премьера музыки, сочиненной для моноспектакля "Старик и море" с Аллой Демидовой в главной роли, ключевого события на Чеховском театральном фестивале в прошлом году.

В Екатеринбурге представят эксклюзивный спектакль к 100-летию режиссера Юрия Любимова

Культовый режиссер Анатолий Васильев, редко заплывающий на родные берега, друг и ученик Юрия Любимова назвал этот спектакль поклоном великому мастеру и учителю.

Новая музыка требует особого уровня концетрации от слушающих ее. Ведь во времена первых музыкальных экспериментов, когда публика была еще наивна, все шокирующе новое подвергалось неистовой критике. Сейчас искушенный зритель стремится усмотреть в каждом необычном завитке на музыкальном полотне особый знак, философский подтекст и скрытое послание, с одинаковой серьезностью внимает как истинно значимой музыке и ее имитации. Вопрос в том, необходима ли интеллектуальная база и багаж музыкальных знаний для того, чтобы уметь отделять семена от плевел. Или сложность исполнения требует простоты восприятия, интуитивного понимания. Доходчивость в объяснении истины является особенностью настоящей музыки, не теряющей актуальности. Ведь считается, что музыкальное произведение может опережать свое время на сто лет. Пророческое лицо композитора смотрит в будущее.


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 50878 от 14 августа 2012 года.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.